Выставка «Ульгер: авторские куклы семьи Намдаковых» в Санкт-Петербурге.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 11 октября - 25 ноября 2018 года
Место проведения: Российский этнографический музей
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная д.4/1

Российский этнографический музей и Фонд содействия развитию культуры и искусства им. Дашинимы Намдакова представляет совместный проект «Ульгер», объединивший коллекцию авторских кукол семьи Намдаковых и раритеты из собрания Российского этнографического музея.
Известный скульптор, Народный художник Бурятии, член-корреспондент Российской̆ Академии художеств, Почётный академик Флорентийской Академии искусств Даши Намдаков представляет коллекцию кукол, продолжающих бурятскую ремесленную традицию и культуру, авторами которой являются члены его семьи. В этом семейном проекте Даши Намдаков создает эскизы, а родители, братья и сестры воплощают его идеи: мастерят каркасы кукол, придают основную форму и колорит образа или персонажа, а также «одевают» его, используя натуральные материалы и традиционные техники.
Их произведения выполнены как скульптуры, в объеме, в стилизованных национальных одеждах и с историческими атрибутами. Каждую отличает особый характер и уникальная пластика. «Ювелирные» техники шитья, плетения волос, декорирования разными материалами – вызывают восторг и восхищение мастерством рукодельниц. Деревянные троны, лица из папье-маше, коралловые бусы, ручное шитье и плетение из конского волоса придают изделиям уникальность и неповторимое очарование.
Национальное своеобразие выражается в этнографически точных деталях: покрое одежды, конструкции украшений, форме причесок, традиционных материалах, технических и художественных приемах, цветовой гамме, орнаментике, символике.
Несмотря на то, что искусство семьи Намдаковых имеет ярко выраженные бурятские истоки, по мнению искусствоведов оно реализуется в жанре «этно – фэнтези». Произведения Намдаковых пользуются заслуженным признанием и хранятся во многих коллекциях России и за рубежом.
Представленная в Российском этнографическом музее коллекция кукол семьи Намдаковых насчитывает порядка 20 произведений. По замыслу авторов экспозиции, они погружены в этнографический контекст, который создают подлинные шедевры традиционной культуры бурят и монголов конца ХIХ – первой половины ХХ вв. из собрания РЭМ: традиционные костюмы бурятской невесты и монгольской замужней женщины, мужской праздничный бурятский костюм, воинское снаряжение лучника, бурятское и монгольское парадные седла на коня, предметы конской упряжи, сосуды для молочной водки и чая, национальные музыкальные инструменты, модель буддийского алтаря.
В комплексах сосредоточены основные этнические символы, характеризующие традиционную культуру бурятского и монгольского народов, их специфический этнический облик.
По мнению куратора проекта, ведущего научного сотрудника Российского этнографического музея Марины Федоровой, «синтез современного национального искусства и этнической традиции воссоздает целостный образ бурятской культуры и раскрывает глубинную связь этнографических памятников и художественных произведений, в которых зримо и ярко проступает душа народа».
«Куклы» в творчестве многих народов мира тесно связаны с древнейшими ритуалами и играми. В культуре бурят, традиция изготовления кукол происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам местности. Авторские куклы появляются в двадцатом веке. Представленные на выставке куклы семьи Намдаковых представляют широкую палитру образов, среди которых персонажи исторических легенд, герои бурятского эпоса или буддийских притч. Ведущее место занимают женские образы, которые по своей духовности и интуитивной мудрости сближаются с женскими бодхисаттвами, восходящими к культу богини-матери, универсальной защитницы, оберегающей все живое.
Объяснить появление необычных образов возможно, если знать этнокультурный контекст. Например, «Девушка-лебедь» Swan Girl появилась благодаря легенде племени хори-бурят о своей тотемной прародительнице. Кукла «Ханша» Khan woman, восседающая на резном троне в богато украшенном бисером платье, напоминает спутниц великих властителей кочевых империй, имен которых множество в бурятских родословных книгах, летописях, легендах и хрониках. Перед зрителями предстают прекрасные всадницы, гарцующие на лошадях и фантастических единорогах, изящные юные девушки, застывшие в танце или играющие на музыкальных инструментах, амазонка, натягивающая тетиву лука.
Тема всадника и всадницы, воина и воительницы отражена в образах кукол «Всадница», «Всадница с луком», «Амазонка», «Воин», восходящих к мифологическим сюжетам и эпическим сказаниям. В сюжетах и образах кукол «Молитва», «Медитация» ярко представлена тема буддизма, оказавшего мощное влияние на формирование мировоззрения, религиозных и культурных традиций бурятского народа.

История семьи:
Глава семьи – отец Бальжин Намдаков, в течение всей своей жизни (а ему 90 лет) на глазах детей работал азартно, с большим интересом, создавал ощущение радости от красоты, созданной своим трудом: затейливой мебели, вытканного ковра, скорняжной упряжи, деревянной посуды и разной утвари, детских игрушек. Он много читал специальной литературы. В селе он был механизатором и рационализатором, электриком и самобытным инженером. От него сельчане всегда ждали необычного. И получали: первый мини - электродвижок; первую самодельную, сконструированную на основе двигателя трактора, механизированную пилораму; а также «коронный» промысел села Укурик – пошив обуви - унтов (сегодня этим промыслом обеспечивается уже три поколения односельчан). Создавая новое, он терял к нему интерес и делал что-то другое.
Его дети вспоминают: «в доме везде лежали журналы: «Знание – сила», «Мастер», «Сделай сам», «За рулем», Za Rulem (meaning Behind the Wheels in English) «Вокруг света» Vokrug sveta (Russian: Вокруг света, literally: «Around the World»), «Изобретатель и рационализатор», чертежи, схемы, рационализаторские предложения. Поддержка его жены – матери большого семейства, позволяли ему создавать нечто удивительное, собственное и прихотливое. Отец часто выполнял заказы для Иволгинского дацана - соборного храма буддистов Бурятии. Со старшим сыном Будажапом в 80-е годы они выполняли скульптурные барельефы в виде персонажей буддийского пантеона. Это тонкая и ответственная работа, которую высоко ценили не только прихожане, но и профессионалы – скульпторы.
Мать заложила и обеспечила дисциплину и порядок, эмоциональную устойчивость семьи. Дети о ней говорят следующее: «Она также как и отец родилась в семье ремесленников и религиозных деятелей. Она у нас не только большая мастерица по шитью (мы – девочки, да и ребята также учились у нее в течение жизни швейному делу), она - стержень нашей семьи. Требовательная, строгая к себе, внимательная к нам, с большой долей интуиции и житейской мудрости, она каждому из нас помогает реализоваться в жизни. Мы получили разные профессии: учитель, профессиональный скульптор, ювелир, гример, два медика, художник – декоратор. Мы продолжаем неизменную линию, заданную матерью – дать хорошее образование нашим детям. Среди них архитекторы, дизайнеры, врачи, инженеры, экономисты. Мы разные, но при этом нас объединяет общее семейное дело».
Коллектив авторов:
• Эскиз - Даши Намдаков;
• Обработка дерева отец - Бальжин Намдаков;
• Обработка тканей, кожи и волоса – мать семейства Буда-Ханда;
• Художественный металл - Будажап Дашицырен;
• Художественно воплощение в материале – Доржима Мастер Санжима, Мастер Сэсэгма, Мастер Сырма.


Управление информации РАХ
на основе пресс-релиза






версия для печати