Выставка произведений Юриса Димитерса в МВК РАХ

 

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)


Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19)
Сроки проведения: 10.02.2009 - 15.03.2009

Российская академия художеств, Посольство Латвийской Республики в Российской Федерации, Союз художников Латвийской Республики представляют выставку произведений одного из ярких представителей искусства Латвийской Республики, широко известного художника Юриса Димитерса.

Юрис Димитерс, интереснейший сценограф, график и живописец, попавший в 1987 г. в число 60 лучших плакатистов мира. Он принадлежит к роду знаменитой творческой династии. Мать Юриса, Джемма Скулме – известный живописец, много лет возглавляла Союз художников Латвии. Отец – Артурс Димитерс, актер, видная личность в мире театрального искусства. Дед – Отис Скулме – классик латвийской живописи первой половины ХХ века, сценограф, ректор Латвийской академии художеств. Бабушка Марта Лиепиня-Скулме – первая латышская женщина-скульптор. Отчим – живописец Оярс Аболс – главная персона в развитии традиций латвийского авангарда в годы советского периода. Его дед, один из первых латышских художников-авангардистов Отто Скулме. Сестра Юриса Марта также занимается живописью. Юрис родился в Риге в 1947 году. В 1973 г. окончил отделение сценографии Академии художеств Латвийской ССР. Самостоятельный творческий путь Юрис Димитерс начал в начале 70-х годов как художник мультипликационных фильмов. Его дальнейшая деятельность, следуя семейным традициям, была связана с театром. В 70-80-х годах он оформил ряд спектаклей на сцене Художественного театра в Риге, сценическое решение которых отличалось смелостью, новизной и особой рафинированностью. В числе таковых следует выделить спектакли по пьесе Э. Мейо и М. Эннекена «Моя жена – лгунья» и «Шерлок Холмс», где художник образно и артистично сумел преобразовать бытовые вещи в театральные декорации. В начале 80-х годов Юрис Димитерс увлекся искусством плаката, который в эти годы становится ярким явлением в культуре Латвии и приобретает широкое международное признание. В то время проводилось множество тематических конкурсов и выставок, что стимулировало развитие этого жанра искусства. Плакат стал не только источником информации, но и уникальным художественным объектом. Это было связано, безусловно, с интенсивной и успешной деятельностью группы талантливых латышских художников, таких как Лаймонис Шенбергс, Илмар Блумберг, Гунар Лусис и др. Эти художники подходили к этому жанру не только с точки зрения социального заказа, но и с точки зрения искусства. В их числе был и Юрис Димитерс. Именно в плакате произошел тот синтез профессионализма, интеллекта и эмоций Юриса Димитерса, который позволяет считать его уникальным явлением в искусстве. Каждый плакат Юриса становился ярким событием общественной и культурной жизни и, как показала история, - классикой латвийского плаката. Одной из ведущих тем творчества Ю. Димитерса стал социально-политический плакат. Основными темами являлись политика, демократия, экология, социальные отношения в современном мире. Художник создает острые, ироничные, с элементами гротеска живописные плакаты, не боясь эпатировать зрителя. Его работы отражают собственное скептическое настроение, наступившее после того, когда были развенчаны идеалы «перестроечного» периода. Особенно не устраивает художника резкое расслоение общества после победы тех, кто богаче и сильнее и в чьих руках оказались масс-медиа. Он по своей инициативе создает серии острых социальных и политических плакатов, за свои средства печатает небольшими тиражами, экспонирует их на выставках. Ведущей тематикой плакатов становится «маленький человек» в новых условиях. Проблемы, глубоко волнующие людей, нашли свое отражение в таких работах Ю. Димитерса, как «Перестройка», «Human progress», « За дешевые кредиты», «Против наркотиков», «Длится всю жизнь», «Свобода слова», «Think global», «Political animal», «For sale», «От Союза к Союзу» и др., которые обращены не только к уму, но и к непосредственному чувству, когда изображение вызывает вполне определенные ассоциации. В этих работах с предельной силой выражены особенности изобразительного языка художника – обобщенность, контрастность и лаконичность цветового решения. В создании плаката широко используются возможности компьютерной обработки визуального материала и дальнейшего монтажа. Одним из важнейших достоинств работ Ю. Димитерса является умение автора связать между собой разные эпохи и общественно-политические формации, передать их с изрядной долей сарказма. Соединяя в свойственной ему постмодернистской манере разные времена и стили, художник добивается особой парадоксальности образного решения. Плакатам и картинам художника присущи емкие по содержанию, многогранные метафоры, ирония и сарказм, метафорические и сюрреалистические мистерии. Примечательна и сама техника живописи: художник работает маленькой соболиной кисточкой, нанося тонкий красочный слой. После ухода из театра Ю. Димитерс сосредоточился на живописи, главным образом, на жанре натюрморта. Его натюрморты с элементами эротики – диванами, спичками-любовниками, фруктами и формами, рожденными чистой фантазией, оставляют поразительное впечатление достоверности. Однажды найденный абсурдный сюжет развивается в бесконечных вариациях, полных артистизма. Восхищает свобода, с которой автор манипулирует неодушевленными предметами, при этом его работы безупречны в художественном плане: это касается в равной степени и ритмической организации пространства, и колористического решения, гармонии цветовых масс. Работы Юриса Димитерса отмечены главными премиями на международных конкурсах в разных странах мира – в Финляндии (Лахти), США (Форт Коллинз, Колорадо), Faber Gastell в Нюрнберге (Германия). Автор награжден почетными дипломами Artists Society International Art Achievement Awards Exhibition (США, Сан-Франциско), Artists Liason Competition (Санта Моника, США), дипломами Союза художников и Министерства культуры СССР за сценографию и живопись. В 1984-85 гг. он был удостоен главных премий Триеннале сценографии республик Советской Прибалтики, диплома республиканского конкурса «Искусство книги» и др. Персональные выставки художника прошли в галереях и выставочных залах Германии, США, Швеции, Нидерландах, России, Латвии, др. Работы художника находятся в собраниях многих зарубежных музеев и частных коллекций – Латвийском национальном художественном музее, Музее Союза художников Латвии, Государственной Третьяковской галерее, Музее Людвига (Германия), Gremona Foundation (Мэриленд, США), Художественном музее (Нью-Орлеан, США), коллекции Ненси и Нортона Додж (США) и др. Юрис Димитерс сегодня живет и творит уединенно – в тишине небольшого поселка Малпилс. Здесь он по-прежнему создает свои «взрывоопасные» плакаты. Творческие находки Юриса Димитерса и созданные им яркие, запоминающиеся образы стали неотъемлемой частью художественной культуры ХХ-ХХI вв.

Отдел информации Российской академии художеств






версия для печати