Выставка «Монумент. Пропаганда. Советская монументальная пластика. 1917 – 1937 гг.» в НИМ РАХ

 

Выставочные залы Научно-исследовательского музея РАХ (Санкт-Петербург, Васильевский остров,Университетская наб,.17)


Дата проведения: 12 – 30 апреля 2017 года
Место проведения: Голубой зал НИМ РАХ, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17

Выставка «Монумент. Пропаганда» представляет модели и проекты памятников первых послереволюционных десятилетий из фондов скульптуры и архитектуры Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, большая часть из которых экспонируется впервые. Зритель увидит модели всем известных скульптур, установленных в городской среде и формирующих ставшие уже классическими архитектурные ансамбли Петербурга, среди которых памятники В. И. Ленину у Финляндского вокзала, В. Володарскому у Володарского моста и другие, а также не сохранившиеся первые монументальные пластические работы послереволюционного Петрограда, такие как памятник Ф. Лассалю В. А. Синайского. Среди архитектурных проектов будут представлены графические решения к конкурсам на создание монументов 1920-1930-х годов работы Н.А. Троцкого, Л. В. Руднева, И. Г. Лангобарда, Н. Е. Лансере и др. Как завершающий аккорд поисков экспозиция продемонстрирует известные проекты 1930-х годов, среди которых знаменитый неосуществленный Дворец Советов в Москве, а также модель памятника С. М. Кирову на площади у Нарвских ворот в Петербурге и уменьшенная копия скульптуры «Рабочий и Колхозница» В. И. Мухиной.

Развитие скульптуры в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды с первых лет было связано с активными поисками решений, способных наиболее ярко воплотить идеи нового государства. Коллекция произведений 1920-1930-х годов из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств прекрасно иллюстрирует один из наиболее сложных и одновременно интересных периодов в истории отечественного искусства, когда актуальным становятся вопрос поиска нового художественного языка, адекватного среде и времени. Это в большей степени стимулировало развитие монументальной пластики, неразрывно связанной с архитектурой. В первое десятилетие необходимость быстрой установки максимального числа памятников, пропагандирующих актуальные идеалы, способствовала генерированию нетривиальных образов, яркое воплощение получили многочисленные авангардные решения. К революционным праздникам проектируются временные декоративные конструкции, а скульптура выполняется быстро, из недолговечных материалов, таких как гипс, дерево, бетон. Позже, в погоне за идеей наиболее яркого воплощение абсолютного образа тоталитарного государства, создаются подлинно монументальные проекты, синтезирующие лучшие достижения скульптуры и архитектуры.

На основе пресс-релиза






версия для печати