«Пауза созерцания». Выставка произведений академиков и художников-стажёров Творческих мастерских РАХ

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 20 апреля - 30 июня 2018 года
Место проведения: Галерея «Царская башня» Казанского вокзала,
Адрес: Москва, Комсомольская пл., д. 2.
Возрастное ограничение: 16+

20 апреля 2018 года в Царской башне Казанского вокзала состоится открытие выставки произведений академиков и художников-стажёров московских творческих мастерских Российской академии художеств, посвященной 260-летию основания РАХ и 70-летию Творческих мастерских РАХ - «Пауза созерцания».

Творческие мастерские Российской академии художеств – уникальное, не имеющее аналогов, явление в художественном образовании. Современные мастерские имеют более чем полувековую историю – это особая страница в становлении отечественного искусства, ценность российской и мировой культуры. При воссоздании Академии художеств в 1947 году, когда качеству художественного образования придавалось особое значение, для наиболее успешных выпускников институтов была предусмотрена возможность продолжить обучение под руководством выдающегося мастера-академика. Творческие мастерские стали подлинной школой для крупнейших современных российских художников.
Выставочный проект помогает «взглянуть» на систему академического художественного образования (школа-вуз-академия) через призму творческих мастерских РАХ в Москве. В одном экспозиционном пространстве будут представлены работы мастеров – академиков РАХ и работы их учеников – стажёров, а на конкретных произведениях можно будет проследить преемственность принципов академической школы. Произведения авторов и фотографии учебного процесса продемонстрируют зрителю последовательность этапов становления профессионального мастера.

Экспозицию составят более 200 произведений всех видов и жанров изобразительного искусства – станковая и монументальная живопись, серии графических работ и печатная графика (офорт, литография, шелкография), образцы книг русской и зарубежной литературы с иллюстрациями и рабочими материалами классиков отечественной иллюстрации, разнообразные виды скульптурных произведений, театрально-декорационное искусство и архитектура. В специальном разделе демонстрируется обширный ряд фотографий мастер-классов президента Российской академии художеств З.К.Церетели.

Выставка представляет произведения более 60 авторов. Среди них работы выдающихся мастеров российского искусства, стоявших у истоков формирования творческих мастерских Е.А.Кибрика, братьев А.П. и С.П. Ткачевых, Д.А.Шмаринова, В.Е.Цигаля, Н.А.Пономарева, М.М.Курилко-Рюмина, ведущих отечественных художников – современных руководителей творческих мастерских - Б.А.Мессерера, А.В.Цигаля, А.Д.Шмаринова, Е.Н.Максимова, В.Н.Ржевского, крупнейших российских художников - некогда выпускником мастерских, затем руководителей и педагогов художественных академических институтов - Т.Т.Салахова, А.А.Любавина, А.И.Рукавишникова, С.Н.Андрияки, А.И.Теслика, М.В.Переяславца, Б.А.Успенского, А.Б.Суворова, В.Ю.Желвакова, Б.Ф.Бельского, Н.В.Воронкова, Д.А.Белюкина, Д.Н.Санджиева, А.И.Мичри. Экспозиция также знакомит с работами молодых, перспективных авторов, среди которых З.Рзаев, М.Гатауллина, М.Смольянинова, Е.Воронова, К.Воронова, П.Блохин, К.Сопова, Ю.Якушина, Е.Руденко, Е.Седова, И.Седов, И.Оржеховский, П.Любаев, М.Малашенко, Е.Дубравина, Д.Лушников, В.Мурашева и другие. Это целый пласт современной художественной жизни. Своим творчеством молодые художники определяют основные тенденции развития российского искусства. Их одаренность, мастерство воплощены в замечательных произведениях, которые вызовут несомненный зрительский интерес и внимание профессионалов.

Обучение в творческой мастерской предоставляет молодым художникам бесценную возможность непосредственного живого общения с мастером и широкого эксперимента по исследованию и внедрению в современный художественный и образовательный процесс инновационных техник и технологий. Художники, проходящие творческую практику в мастерских – активные участники художественной жизни, лауреаты многих премий и наград. Каждая из мастерских имеет свою историю, традиции и неповторимое лицо, ведь ее руководителем становится тот, кто обладает уникальным сочетанием таланта творца и педагога.
Для зрителя, привыкшего к изощренной замысловатости некоторых современных арт-проектов, встреча с работами мастерской станковой живописи легендарных братьев-живописцев – академиков РАХ, народных художников СССР Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачевых способна стать настоящим откровением. Полнокровная сила живописи, сочность красок, пластичность мазка - будто воплощение самой безудержной энергии жизни. Исторические полотна, портреты, натюрморты, пейзажи составят основу живописного раздела. Они решаются молодыми художниками и в формах традиционной натурной живописи, авторский и зрительский интерес к которой не ослабевает, и в современной стилистике с характерной для нее условностью, пластическими обобщениями, образной и пространственной ассоциативностью.
Относительно недавно число мастерских пополнилось мастерской монументальной живописи. Ее руководителем стал академик РАХ, народный художник РФ Евгений Николаевич Максимов – крупнейший мастер монументального искусства, выдающийся педагог, автор росписей православных храмов во многих странах мира, в числе которых сложнейшая купольная композиция Храма Христа Спасителя в Москве. В условиях активного процесса воссоздания и строительства храмов в России и за рубежом, особой востребованности профессионалов высокого уровня, воспитанники Е.Н.Максимова успешно работают в области церковного искусства. Вместе с тем, художники мастерской создают яркие и оригинальные произведения в самых разных видах, техниках и направлениях искусства. Экспозиция, прежде всего, поражает широчайшим диапазоном и свободой творческих поисков, в очередной раз, доказывая, что истинная академическая школа не сковывает, а раскрепощает возможности художника, делая их поистине безграничными.
Мастерскую графического искусства под руководством тончайшего пейзажиста и мастера книжной графики академика РАХ, народного художника РФ Алексея Дементьевича Шмаринова отличает благородство сдержанных решений, аристократичность форм и глубина содержательно-пластических поисков. В организации и оформлении книжного пространства в зависимости от поставленной задачи царит либо классическая ясность, либо смелый дух эксперимента. Художники с изяществом и легкостью создают гармоничные графические образы книг самого широкого диапазона - от классики до детской литературы. На выставке представлены эскизы и эстампы к произведениям А.С.Пушкина и Ромена Роллана известнейшего графика, иллюстратора и живописца, академика АХ СССР, Народного художника СССР Евгения Адольфовича Кибрика, когда-то руководившего творческой мастерской графики. Графический раздел традиционно завораживающе разнообразен: цветная и монохромная литография, офорт, шелкография, работы в технике акварели, пастели, карандашного рисунка, рисунка углём. Молодые мастера обращаются к художественному осмыслению истории, современной жизни, иллюстрируют произведения русской и мировой литературы.
Скульптура, выполненная в стенах мастерской яркого представителя замечательной творческой династии, академика РАХ, народного художника РФ Александра Владимировича Цигаля, свидетельствует о высокопрофессиональном владении пластическим языком и свободе творческого мышления. И в портрете, и в тематических композициях художники стремятся к выразительности и глубине передачи образа. Современная пластика подчеркнуто архитектонична, свободна в обобщении и трансформации формы, что продиктовано поиском предельно точного выражения замысла.
Оригинальные, часто неожиданные художественные решения предлагают молодые мастера сценографии. Под руководством знаменитого Бориса Мессерера - народного художника РФ и академика РАХ, - возглавляющего театрально - декорационную творческую мастерскую стажёрами разработаны эскизы декораций, костюмов и макеты к спектаклям, часть из которых уже поставлены на театральной сцене.
Знакомство с данной экспозицией будет интересно, как широкому кругу любителей изобразительного искусства, так и специалистам, поскольку предоставляет редкую возможность заглянуть в творческую лабораторию художника, узнать о результатах таинственного процесса рождения большого мастерства.


Текст подготовлен на основании материалов
академика РАХ Марии Вяжевич

Управление информации РАХ








версия для печати