Выставка «Мастер, школа, ученики…» в Красноярске.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 9 декабря 2016 года – 22 января 2017 года
Место проведения: Выставочный зал регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств
Адрес: Краснярск, проспект имени Газеты «Красноярский рабочий», 197.

9 декабря 2016 года в выставочных залах Регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств в Красноярске состоится открытие выставки «Мастер, школа, ученики», посвященной 75-летию Германа Суфадиновича Паштова – профессора, народного художника Российской Федерации, заслуженного художника Кабардино-Балкарской республики, академика Российской академии художеств, руководителя творческой мастерской графики Российской академии художеств в Красноярске.
Юбиляр выступил как всегда ярко и талантливо, представив как широко известные российскому зрителю живописные полотна и графические листы, так и созданные совсем недавно. Его многообразное творчество продолжается вот уже более 50 лет, и, несмотря на то, что художник часто обращается к пейзажным и декоративным живописным полотнам, пишет натюрморты, но в российское искусство он вошел, прежде всего, как график, работающий в печатных и уникальных графических техниках, прежде всего в ксилографии, с которой связаны многие годы творчества.
Паштов одинаково мощно работает и в обрезной и в торцовой ксилографии. В более крупном формате обрезной гравюры художник чаще обращается к станковым сериям или отдельным листам. Его большеформатные обрезные монохромные и цветные ксилографии последних лет «Венецианская серия», «Снегири», «На Енисее», «Теплый ветер», «Зима в Академгородке» построены на музыкальных ритмах, наполнены воздухом. В торцовой ксилографии художник предпочитает обращаться к книжной графике. Работа над книгой стала основным и горячо любимым художником делом его жизни. В настоящее время Г.С. Паштов – признанный современный российский график, художник десятков книг, многие из которых продолжили классическую традицию русской книжной иллюстрации.
В прочтении Паштовым литературных текстов ярко выявились такие стороны дарования художника, как лиризм, образность, стремление к аллегориям. Не случайно в книжной иллюстрации Герман Паштов более всего обращается к поэтическим произведениям, в которых лирический строй мышления художника адекватен глубине одухотворенных образов, созданных поэтом. Художник много иллюстрировал русскую классическую поэзию, особенно те ее произведения, которые рассказывают о его родине – о Кавказе: поэмы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Стихи, поэмы, созданные гениями Пушкина и Лермонтова, лаконично и в то же время с глубоким лиризмом раскрываются в циклах иллюстраций к «Кавказским поэмам» М. Ю. Лермонтова (1990), к сборнику «Избранное» А. С. Пушкина (1999).
Иллюстрирует Паштов не только поэзию: художнику интересны самые разные произведения классической и современной литературы. Среди писателей и поэтов, чьи книги иллюстрировал Г. С. Паштов, можно назвать десятки прославленных литераторов. Изящные гравюры Паштова не воспроизводят литературные сюжеты буквально, но как бы аккумулируют самое значительное в философской поэзии и прозе Алима Кешокова, Кайсына Кулиева, Хабаса Бештокова.
Большое место в его книжной графике последних лет занимает дизайн художественных альбомов, посвященных творчеству отдельных мастеров искусства, явлениям и событиям художественной жизни. Это достаточно сложный момент: задача раскрытия творчества того или иного художника ставится во главу угла при создании альбомов, и собственное видение в решении такого издания должно быть тактичным, подчиненным визуальному материалу. Г.С. Паштов блестяще справляется с этой задачей – оформленные им художественные издания отличаются внутренней строгостью. Шрифт текста, композиция каждой страницы и каждого разворота – все работает на полноценное раскрытие творчества мастеров, вошедших в альбом.
Около тридцати лет Герман Суфадинович выступает как яркий педагог, воспитывающий будущих художников в стенах Красноярского государственного художественного института, а с 1999 года и художников-стажеров творческой мастерской графики Российской академии художеств в Красноярске. И еще один талант Паштова раскрылся в годы его работы с творческой молодежью – талант блестящего организатора. В 1998 году в Красноярске под его руководством появилось первое и до наших дней единственное в России (да, наверное, и в мире) объединение ксилографов - Красноярская студия ксилографии. В 2010 году эта студия получила название «Школа ксилографии Германа Паштова». Сегодня сибирских ксилографов знают по всей России и далеко за ее пределами.
Около шестидесяти мастеров графики, живописи, скульптуры экспонируют рядом с произведениями Учителя свои графические листы, выполненные в уникальных и печатных техниках графики (ксилография, литография, офорт, карандаш, акварель и еще множество самых разных материалов и техник). Новое поколение красноярских граверов впитало лучшие традиции мирового искусства ксилографии и, прежде всего, русской школы. Многие из тех, кто пришел в созданную Паштовым студию ксилогафии, в настоящий момент – ведущие художники Красноярска и других регионов страны (Народный художник КБР А. Пашт-Хан, С. Тимохов, Е. Федорова, Т. Белова, Т. Шапошникова, Е.и А. Савочкины, Е. Лихацкая, З. Кулиева, Е. Машковский) В экспозиции можно видеть работы и совсем молодых художников, недавно окончивших вузы.
Выставка, открытая в залах отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств, продолжает созданную Г.С. Паштовым давнюю традицию, – гордиться достижениями своих учеников. Выставка ярко представила интересный пласт современного графического искусства не только сибирского региона, но и всей России, где продолжаются традиции русской графической школы ксилографии, привитые Г.С. Паштовым – Мастером и Учителем.

Региональное отделение «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств





версия для печати