«Диалог». Выставка произведений Антона и Ксении Стекольщиковых на Покровке, 37.

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 18 октября – 3 ноября 2017 года
Место проведения: Выставочный зал Союза художников России (Москва, Покровка, 37)

«Диалог» Антона и Ксении Стекольщиковых – не просто разговор отца с дочерью, это попытка языком изобразительного искусства затронуть противоречивую тему отцов и детей, преемственности и антагонизма поколений. Диалог - это одновременно и профессиональный спор, и взаимное уважение, и обмен мнениями, без которого художник становится оторванным от действительности.

Выставка произведений живописи Стекольщиковых – смелый эксперимент в истории их династии; впервые художники выступают вдвоем, выстраивая экспозицию на мировоззренческом срезе поколений: отец и дочь, уютные природные мотивы и городская тема, бегство от навязчивых знаков современности и, наоборот, полное приятие их. Освещаяживописно-пластическим языком, казалось бы, совершенно разные темы, и Антон, и Ксения посвящают свои работы размышлениям, каков он, день сегодняшний? В чем состоит его правда и уникальная ценность?
Отвечая на этот вопрос, заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ Антон Стекольщиков, отчасти продолжая романтическую традицию 1970-х-1980-х годов, вслед за писателями-«деревенщиками» и художниками, считающими своим долгом запечатлеть уходящий мир русской глубинки, любуется тихой красотой природы, которая остается непогрешимо прекрасной, вне зависимости от капризов моды, новых эстетических стандартов, механических и электронных изобретений. Для коренного москвича, живущего в огромном мегаполисе, большое значение имеетвыездной пленэр; на выставке звучат работы по поездкам на ульяновскую землю и любимый Борисоглебск. Появляются новые города, строятся все более и более причудливые архитектурные колоссы, претендуя на право диктовать, что значит «быть современным», а березовый шелест, серебро вьющейся реки и кудрявые облака неба неизменно, из века в век для многих становятся лучшим впечатлением именно сегодняшнего дня.
В свою очередь, стажер академических мастерских под руководством Народных художников, академиков РАХ братьев Ткачевых, член МСХ, МОСХ России Ксения Стекольщикова черпает вдохновение в меняющемся облике урбанистического мира. Москва с ее неподражаемыми контрастами становится для нее источником наблюденных композиционных решений, среди которых интересно, по-авторски, звучит контраст нового и старого, временного и вечного, живого и неживого. В попытке зафиксировать этот дихотомический баланс, она концентрирует свое внимание на человеке и его ощущениях в том пространстве, в котором он находится. Возможно, именно поэтому в ее работах так часто появляется мотив окна, разграничивающего сферы внутреннего и внешнего состояния. Конструктивно играя с масштабами и модулями, Ксении удается создать в холстах ощущение личного пространства, где именно человеческое присутствие определяет реальность.
При разнице темпераментов и сюжетных поисков, художников объединяет культура отношения к своему делу, которая, как генетическая память, настраивает глаз, как тонкий инструмент, улавливающий нюансы тонировок, оттенков, поверхностей. Речь идет и о серьезном композиционном подходе, и об умении нечто уникальное увидеть в многообразной натуре и, отсекая лишнее, возвысить до яркого художественного образа.Диалог в реальной жизни продолжается и на холсте, а краски становятся в этом диалоге самостоятельным голосом художника.



Вера Лагутенкова, член-корреспондент РАХ, кандидат искусствоведения






версия для печати