Проект «Академический взгляд»

 

Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)


20 февраля 2018 года в 16.00 состоится презентация однодневного проекта «Академический взгляд», подготовленного Отделением дизайна Российской академии художеств.



Академии художеств исполнилось 260 лет, открыта новая страница её современной истории. Способна ли история говорить? Конечно, ведь история – это, прежде всего, люди. Проект «Академический взгляд» (автор – известный фотограф и художник Серж Головач) - интеллектуальная игра почти в духе Кэрролла, где глаз вдруг становится гласом, открывая зрителю сердцевину смыслов. Это движение вглубь души Академии из уст тех, кто связан с ней и не мыслит себя вне её прошлого и дня сегодняшнего.

Вяжевич Мария Валерьевна
Академик РАХ, заместитель начальника Научно-организационного управления Российской академии художеств


Российская академия художеств – уникальный центр отечественной культуры с богатой историей и серьёзной родословной. Почти три века Академия лидирует в процессе становления, сохранения и развития русского искусства, старательно аккумулируя передовые концепции и взгляды лучших художников своего времени.
В объективе фотохудожника Сержа Головача феномен академического взгляда приобретает буквальный смысл – взгляд для него значит глаз. Примечательно, что ему интересно не увидеть мир глазами академиков, а, наоборот, посмотреть академикам в глаза со стороны мира, и с помощью макросъёмки изучить удивительный инструмент, которым они сканируют окружающую действительность.
Просто глаз на белом фоне – безусловно, ёмкое, однако предельно простое высказывание. Впрочем, такая прямолинейная подача – лишь иллюзия. Лаконичная форма скрывает множество смыслов.
«Академический взгляд» - проект «постфотографии», априори гибридный и многослойный, и дело не только в технике исполнения, но и в игре с пластами зрительского восприятия.
Образ глаза воплощает Божий промысел, само око – есть Бог, Универсальный Творец, Великий Архитектор Вселенной. Глаз является символом власти, энергии и силы, могущей созидать и разрушать. Он тождественен Солнцу – источнику Света, с ним связаны Истина, Мудрость, Знание и Разум. Также глаз наделен функцией духовного, сверхчувственного, интуитивного видения во всех вариантах: всеведения, предвидения, провидения и ясновидения.
Так подбираются ключи к загадке взгляда художника. Первый ключ: за конкретным художник всегда видит абстрактное - не предмет, а образ предмета. Второй: талант художника – это врождённая предрасположенность к видению. Третий: сам художник есть один большой глаз, обращённый к Божественному. Как высказался Поль Сезанн о Клоде Моне: «Сам Моне – это только глаз. Но, Боже мой, какой глаз!»
Видение у каждого художника своё, каждый по-своему оперирует символами и взаимодействует с образами. Взгляды всех художников подобно фрагментам мозаики составляют широкое панно искусства, взгляды академиков формируют сердцевину мозаики, являются главным акцентом, и сама Академия выступает каналом центрального видения.
Разнообразие академических взглядов объединяет общее знание о сути Прекрасного. Опирается это знание на прошлое – опыт и традиции. В сетчатку академического глаза впечатаны строгие каноны искусства. Лучше всего академический взгляд характеризует египетский символ Уаджет – соколиный глаз бога Гора, древний знак защиты и охраны. Глаз академика – око хранителя традиций.
Хранить прошлое, наблюдать настоящее, смотреть в будущее – сверхзадача, дар и крест академика. Способность к предвидению в искусстве выражается новаторством. Новатор-хранитель, несомненно, оксюморон. Но настоящий художник в принципе немыслим без парадокса, так как именно в сочетании несочетаемого преображаются старые и появляются новые образы, смыслы и символы.
В качестве фона для своих изображений Серж Головач выбирает цвет преображения – белый. Вмещая весь спектр, белый символизирует пространство абсолютной потенциальности. В этом пространстве открывается глаз художника и творит мир простой конвертацией неявного в очевидное.
Трёхминутный видео-арт – квинтэссенцию проекта, микс искусства и дизайна, анимации и видео, рекомендуется оставить на дижестив – слова академиков о собственных взглядах подтвердят или опровергнут мысли, возникающие при дегустации двадцати изображений.

Любовь Востокова

Участники проекта:
ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович
ВЯЖЕВИЧ Мария Валерьевна
РОЖИН Александр Иванович
ДОЛМАТОВА Ирэна Эрнестовна
КОВАЛЬЧУК Андрей Николаевич
ЛУЖИНА Александра Николаевна
БОРОВСКОЙ Николай Иванович
БЛОХИН Валерий Маратович
КРУТИКОВА Ирина Владимировна
МАКСИМОВ Евгений Николаевич
ПОПОВА Манана Валентиновна
РЫНДИНА Анна Вадимовна
МУХИН Николай Александрович
МУРАДОВА Изабелла Вартановна
БОБЫКИН Андрей Леонидович
ГЛУХОВ Виктор Александрович
КОЧЕМАСОВА Татьяна Александровна
КАЛИНИН Виктор Григорьевич
ЦИГАЛЬ Александр Владимирович 


СМИ о проекте:
Министерство культуры РФ. Выставка «Академический взгляд»
АИС ЕИПСК. Выставка «Академический взгляд»
Evendate. Выставка «Академический взгляд»
2do2go. Выставка «Академический взгляд»
Культура.РФ. Выставка «Академический взгляд»
Спутник. Выставка «Академический взгляд»
WhatWhere.World. Выставка «Академический взгляд»
Музеи России. Проект «Академический взгляд»
Cultobzor. Серж Головач.Проект «Академический взгляд»
Arttube. Проект «Академический взгляд»
Youtube. «Академический взгляд» фотографа Сержа Головача






Возврат к списку

версия для печати