Международная конференция «Россия – Восток: взаимодействие в искусстве».

 

Российская академия художеств
Российский государственный гуманитарный университет
Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхта (Тегеран, Иран)
Институт научной информации по общественным науками (ИНИОН РАН) (Москва, Россия)
Бхарат Институт высшего образования и научных исследований (Ченнаи, Индия)


«РОССИЯ – ВОСТОК: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИСКУССТВЕ»
МЕЖДУНАРОДНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

18–19 октября 2018 г.


Научные спонсоры:
Московская школа экономики МГУ имени М.В. Ломоносова
Институт зарубежной филологии и регионоведения СВФУ (Якутск)
Международный Центр Рерихов
Центр востоковедческих исследований Софийского университета «Св. Климент Охридский» (Болгария)
Государственный университет в Малаге (Испания)
Политехнический институт в Бари (Италия)

Место проведения конференции:
Российская академия художеств (Москва, Россия)
Российский государственный гуманитарный университет

Сайт:
http://icrte.com/en/static.php?id=48

В рамках работы конференции состоялась встреча участников с президентом Российской академии художеств З.К.Церетели.  Гости ознакомились с экспозицией галереи на Пречистенке,19, обменялись памятными подарками. Состоялась беседа, касающаяся вопросов развития изобразительного искусства в современном мире, взаимодействия культур, сохранения российской академической художественной школы и творческого наследия.

Взаимодействие культур – процесс, идущий из глубины веков, и сейчас, в эпоху глобализации, обретающий новые темпы и формы.
Россия – многонациональная страна, по своему географическому положению объединившая Запад и Восток, и представляющая особый культурный мир. Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости» русского гения, в акте творчества перевоплощающегося в образы других народов, тем самым впитывающего их самые яркие и сокровенные черты. Искусство мыслится как феномен культуры, наиболее «отзывчивый» на влияния извне. Известные русские художники – Василий Верещагин, Николай и Святослав Рерихи, Павел Кузнецов, многочисленные художники-ориенталисты писали Восток на основе личных впечатлений и воспринятых чуткой творческой душой восточных мифов и легенд. С другой стороны, великие произведения искусства – это «послы доброй воли», которые несут лучшие чаяния души народа во внешний мир, в копилку мировой культуры.

Для России «восточное измерение» традиционно одно из определяющих. С Востока в Россию пришел «звериный стиль», позднее в русском декоративном искусстве отчетливо проявляется «восточный стиль». Это – свидетельство глубинных процессов, так как по своей природе стиль свидетельствует о существовании устойчивого конструкта в ментальности культуры, который получает выражение в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры и т.п.

Исторически Россия прирастала Востоком, впитывая в себя новые художественные тенденции и практики. Живопись Нико Пиросмани, Мартироса Сарьяна, скульптуры и живопись Зураба Церетели стали неотъемлемой частью русской культуры.

На конференции мы предлагаем участниками обсудить проблемы межкультурного и транскультурного взаимодействия на многогранном поле искусства.


Основные темы конференции:
Искусство (изобразительное и декоративное искусство, архитектура, ландшафтная архитектура, киноискусство) как феномен культуры
Искусство как способ познания
Философия искусства на стыке культур и цивилизаций
Транскультурное творчество
Искусство как способ хранения и производства когнитивных кодов культуры
Влияние русской культуры на искусство стран Востока
Влияние культур стран Востока на русское искусство, «восточный стиль» в русском декоративном искусстве, русское ориенталистское искусство
Традиционное и современное искусство восточных регионов и рубежей России
Современное искусство на стыке культур и цивилизаций
Искусствоведческий дискурс на стыке культур и цивилизаций
Иранское и индийское искусство в российских музеях и коллекциях
«Индийский след» в российской культуре
Иранская архитектура в России


Emails:
olgalavr@mail.ru (для российских участников)
mprh.institute@gmail.com

Важные даты:
Срок представления тезисов: 1 сентября 2018 г.
Срок приглашения на конференцию: 1 октября 2018 г.

Тезисы должны быть представлены на русском и английском языках

Рабочие языки конференции: русский и английский

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

18 ОКТЯБРЯ. БЕЛЫЙ ЗАЛ РАХ

11.00–11.30. Приветствия

Церетели Зураб, Президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО.

Кочемасова Татьяна, академик РАХ, вице-президент Российской Академии художеств.

Алибейги Мустафа, PhD, председатель Института MPRH (Иран), представитель Бхарат университета (Индия) в Иране, почетный член РАХ, Тегеран, Иран.

Стеценко Александр, вице-президент Международного Центра Рерихов

Лавренова Ольга, кандидат географических наук, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, почетный член РАХ

11.30–12.30

Арджманфард Амин, магистр механики, Тегеран, Иран.
Факторы, формирующие современное культурное сотрудничество между Ираном и Россией

Ростами Ладан, магистр искусствоведения, Тегеран, Иран.
Кубизм: тенденции эволюции в работах Пикасо и Леже

Акбарзаде Шима, магистр архитектуры, Тегеран, Иран.
Архитектурная фотография в контексте эстетических принципов

Алипов Павел, кандидат исторических наук, доцент факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ
Проблема восточных влияний в трудах представителей теории неклассического диффузионизма

12.30–13.00. Кофе-брейк.

13.00–15.00.

Фоменко Игорь, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский центр «АИРО-ХХI»
Щербакова Екатерина, кандидат исторических наук, доцент, Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова
«Павлинья» символика Константинополя. На стыке Востока и Запада, античности и христианства

Оздоев Руслан, художник-ювелир, член Союза художников России.
Искусство эмали как яркий пример межкультурного и транскультурного взаимодействия.

Саутина Наталия, искусствовед, Филиал РАХ в Санкт-Петербурге «Центр научных учреждений РАХ», начальник Фотоархива
Экслибрис как синтез искусств и синтез культур. Всемирные конгрессы экслибриса FISAE как поле встречи восточной и западных традиций в искусстве печатной графики.

Астраханцева Татьяна, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ.
«Восток» в советском декоративном искусстве 1920–1930-х годов – уникальность российского опыта

Кочемасова Татьяна, кандидат искусствоведения, академик РАХ, вице-президент Российской Академии художеств.
Художественные традиции искусства Востока в интерпретации современных российских творцов

Ржевская Елена, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, ученый секретарь Научно-организационного Управления РАХ.
Шевцова Анна, доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета.
«Кавказ, величием исполненный тайник!»: «Летопись Грузии» Зураба Церетели

15.00–15.30. Кофе-брейк.

15.30–18.00

Лебеденко Анатолий, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦКМ Международного Центра Рерихов.
Знамя Мира: объединительный Знак Триединства на стыке культур и цивилизаций

Дьяченко Ирина, кандидат культурологии, руководитель ОНЦКМ Международного Центра Рерихов
Некоторые особенности восточной тематики в искусстве Н.К. Рериха

Кожемякина Лариса, аспирант Филиала Института управления образованием РАО (Санкт-Петербург), научный сотрудник Международного Центра Рерихов.
Символы и образы Древней Руси и Древнего Востока в творчестве Николая Рериха

Нефедова Антонина, с.н.с. Государственного Дарвиновского музея, хранитель фонда изобразительных источников
Влияние индийской культуры на творчество В.А. Ватагина и М.Д. Езучевского на примере коллекции Государственного Дарвиновского музея (ГДМ)

Сапрыкина Елена, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников, Союза художников России и IAA AIAP UNESCO, Союза дизайнеров России
Архаические методы ямато-э в искусстве русского авангарда и современности

Малиновская Елизавета, кандидат искусствоведения, доцент, директор художественной галереи «ARK», Алматы, Казахстан.
Социокультурные и профессиональные парадигмы формирования казахстанской школы изобразительного искусства – русское присутствие

Гейбатова Лейла, кандидат искусствоведения, член Союза художников России.
Северокавказская проблематика русско-европейского ориентализма конца XVIII − начала XX вв.: генезис, структура, семантика в аспекте истории региональной художественной культуры

Алибейги Мустафа, PhD, председатель Института MPRH, представитель Бхарат университета (Индия) в Иране, Почетный член РАХ.
Россия и Ближний Восток: взаимодействие в искусстве и культуре

19 ОКТЯБРЯ. РГГУ, АУД. 533, 5 КОРП.

11.00–12.30.

Хоссейни Кахнамоэи Самира, магистр исследований искусства, Тегеран, Иран.
Феноменология Эдмунда Гуссерля и новые гротескные идентичности в авангардном искусстве

Атаэи Аштиани, магистр Университета Эйвакани, Тегеран, Иран.
Новый обзор пересечения иранского и русского искусства

Абдоос Элаэ, вице-председатель Института MPRH, Тегеран, Иран.
Иранское искусство и коллекции в музеях России

Деменова Виктория, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета, Екатеринбург,
Безносова А.О., магистрант программы «Искусство России: на границах Востока и Запада» УрФУ, Екатеринбург.
Образ девы-птицы в искусстве России, Индии и Ирана

12.30–13.00. Кофе-брейк.

13.00–15.00

Наумов Николай, скульптор (МСХ, ОМС), искусствовед (АИС).
Феномен рекурсивного синтеза художественной формы: от характерной – особенности к общезначимой – универсальности. На примере авторской синтетической композиции.

Винокуров Сергей, заведующий отделом по работе с посетителями, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Уральский чугун с дальневосточным оттенком: китайские и японские мотивы в художественном литье из чугуна начала XX века

Коновалова Наталья, Рыбинский музей-заповедник
К вопросу о типичности и уникальности «восточного ассортимента» Первомайского фарфорового завода.

Яценко Сергей, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ
Ахменидские ювелирные украшения в Сибирской коллекции Петра I

Николаева Лариса, кандидат искусствоведения, доцент, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Улан-Удэ
Образы архатов в искусстве Бурятии.

Обухова Татьяна, скульптор-керамист (МСХ, ОМС)
Феномен «художественно – культурного «бумеранга». Россия – Япония

15.00–15.30. Кофе-брейк.

15.30–18.00.

Нестерова Елена, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ
Непростое соседство: влияние восточноазиатского туристического потока на социокультурное пространство современного Владивостока.

Лебедев Максим, студент РГГУ.
Национальная историческая память японцев сквозь призму культуры аниме.

Сапрыкина Елена, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников, Союза художников России и IAA AIAP UNESCO, Союза дизайнеров России
Архаические методы ямато-э в искусстве русского авангарда и современности

Кузнецова-Фетисова Марина Евгеньевна, м.н.с., отдел Китая ИВ РАН.
Агрессивность животных образов искусства «Великого города Шан» (XVI-XI вв. до н.э.)

Тарасова Александра, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ.
Переживание, осмысление, приобщение: рецепция южнокорейской телепродукции русскоязычной аудиторией на примере обсуждений сериала «Лунные влюбленные – Алые сердца: Корё»

Лавренова Ольга, кандидат географических наук, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН
Пути искусства на перекрестках культур: евразийский вектор взаимодействия

Алибейги Мустафа, PhD, председатель Института MPRH, представитель Бхарат университета (Индия) в Иране, Почетный член РАХ.
Взаимодействие между российской и индийской культурами

ОБЩАЯ ДИСКУССИЯ





Возврат к списку

версия для печати