Е.Романова. Статья «Леонардо и Микеланджело, Кандинский и Малевич». О новых скульптурах Зураба Церетели. 2018

 

Е. Романова. «Леонардо и Микеланджело, Кандинский и Малевич». О новых скульптурах Зураба Церетели. 2018


Две новые скульптуры Зураба Церетели, посвященные великим представителям прошлого, в этот раз обращают наше внимание на титанов эпохи Возрождения, на тех, чьи имена знает каждый, – Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти. Автор, одним из основополагающих принципов творческого метода которого является принцип историзма, в том числе сохранения памяти о достижениях мировой культуры и искусства, обратился к выдающимся представителям Ренессанса, которые 500 лет назад определили, по сути, направление развития изобразительного искусства на века вперед. В истории человечества встречаются личности, которые опережают свое время. Чаще всего современникам их трудно понять, но рано или поздно приходит время, когда мир осознает, что в их лице были явлены предвестники будущего.
Интересно, что свои новые работы скульптор решил представить, объединив их в единой композиции с двумя скульптурными группами, посвященными родоначальникам русского авангарда – Василию Кандинскому и Казимиру Малевичу. Каждая из групп составлена из трех элементов. В центре группы возвышается фигура мастера, по сторонам от которой расположены фрагменты его знаковых работ, выполненные в технике эмали: абстракции Кандинского и знаменитые крестьяне Малевича. Малевич держит в руках «Черный квадрат». Сами скульптуры исполнены в бронзе.
Показательно, как Церетели решает скульптурные образы своих героев. Монументальные фигуры Леонардо и Микеланджело изображены в античных хитонах, что символизирует принадлежность их деяний и открытий вечным ценностям мировой культуры и искусства, заложенным во времена античности и продолженным в эпоху Ренессанса. Композиции, посвященные Кандинскому и Малевичу, напротив, решены в новаторско-экспериментальном ключе – с применением техники перегородчатой эмали, используемой скульптором для создания монументальных работ, а не произведений малых форм, что ярко отражает новаторский характер творчества этих мастеров.
Так Церетели своей волей зримо соединил законодателей принципов изобразительной и художественной культуры, которые лежат в основе современного искусства, и художников-первопроходцев начала XX века, которые спустя столетия их продолжили и развили. В глазах автора этих творцов объединил новаторский дух их творчества.
Сам факт принадлежности Леонардо и Микеланджело к творцам эпохи Возрождения свидетельствует о том, что мэтры сказали новое слово в искусстве, и не только с точки зрения применения новых приемов и методов, но – и это главное – с точки зрения нового мировосприятия. Процесс «открытия мира и человека», начавшийся с начала XIV столетия, считается самым главным достижением этого периода в истории искусства. При этом каждый из плеяды ренессансных мастеров внес свой вклад в этот процесс. В результате искусство постепенно заняло новое место в жизни человека, начало служить его духовной жизни. Но даже в сонме великих Леонардо и Микеланджело в исторической перспективе по своим заслугам стоят особняком, возвышаясь надо всеми.Искусство Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело Буонарроти (1475–1564) намного опередило их время.
Леонардо, по выражению искусствоведа и философа М. Дворжака, «словно бы синтезировал в своем творчестве прогрессивные устремления целого столетия»[1], которые в итоге породили уникальное явление в мировой культуре – рождение «универсального человека». Леонардо и сам являл собой яркий пример «универсального человека», будучи скульптором, живописцем, архитектором, музыкантом, философом, писателем, ученым, изобретателем… К тому же он был великим исследователем. Определив организм человека как микрокосм, он работал над раскрытием тайн природы и человека. Соотнося микрокосм и макрокосм, художник открыл безграничные возможности для изучения природы человека и его способностей, как физических, так и духовных. На протяжении всей жизни Леонардо развил и сохранил привычку записывать и иллюстрировать свои мысли и наблюдения, выступив родоначальником нового жанра в изобразительном искусстве – научной иллюстрации в том виде, в каком мы знаем его сегодня. Точные зарисовки он использовал как основу для решения технических задач, в результате начав осваивать технические исследования как новую сферу духовной деятельности. Универсализм Леонардо сочетал с новым методом наблюдения, возвысил его до уровня всеобщего познания и тем самым кардинально изменил основы мировоззрения.
Микеланджело, подобно своему старшему современнику, тоже провозгласил доминанту духовного начала в искусстве, причем во всех его видах, которыми он занимался, – скульптуре, живописи, архитектуре, поэзии. Так, обращая мало внимания на портретное соответствие реальным моделям, Микеланджело противопоставил духовное начало натурализму. В отличие от своих собратьев по цеху он раньше многих прочувствовал достоинства черно-белой гаммы, которая значительно усиливала пластическое воздействие, и отказался в своих картонах от композиционных достижений, от активной роли цвета. До эпохи Возрождения художественную форму в произведениях искусства строго определял религиозный канон, и только Микеланджело удалось вернуть искусству полную свободу, прежде всего в отношении формы. Вслед за возвышением художественной формы до уровня самостоятельной художественной задачи искусство обрело конкретное назначение и содержание, изменив роль художника-творца в искусстве – теперь он стал восприниматься как пророк, как герой.
Перед искусством встала единственно важная цель – постижение человека, раскрытие его внутреннего мира. И именно эта цель станет той путеводной звездой, которая поведет за собой творчество художников всех последующих веков. Параллельно свое дальнейшее развитие получила и художественная форма, и этот процесс в начале XX столетия привел к кардинальным изменениям в искусстве – рождению абстракционизма, родиной которого по праву считается Россия.
Церетели создал скульптуры Кандинского и Малевича в 2013 году. Эти художники стояли у истоков искусства абстракционистов, при этом в основе их творений и новаций лежало мышление титанов эпохи Возрождения. По своему историческому значению их творчество давно перешагнуло пределы русского искусства, в их лице Россия явила миру подлинных новаторов своего времени.
Историк русского авангарда Д.В. Сарабьянов писал об основателе супрематизма Казимире Малевиче: «Малевич как бы возвращался к той системе мышления, в которой художественное, религиозное, философское, научное постижение мира пребывало в синкретическом единстве. <…> Как в ренессансные времена, научная мысль получала стимул со стороны мысли художественной».[2]
То же самое можно сказать и о мышлении В. Кандинского, творческие поиски которого привели к созданию научной теории в искусстве, ставшей своего рода «азбукой» для художников XX-го и XXI столетий. Прежде всего, речь идет о синтетизме, который проповедовал и продвигал художник в своем творчестве. Кандинский средствами живописи осуществил попытку создания единого произведения искусства, объединив на одном холсте в единой композиции музыку, цвет, форму. К. Малевич исследовал «чистое творчество», объединяя творческое всесилие человека, которое он получает с помощью естественных наук, и Природы. Создание «Черного квадрата» положило начало супрематическим исканиям художника, стало, по меткому выражению Д. Сарабьянова, точкой отсчета.
Объединив в единой скульптурной композиции творцов, разделенных в реальной жизни столетиями, З. Церетели актуализировал преемственность современного искусства от его истоков, сформированных величайшими представителями эпохи Возрождения.
Елена Романова, 2018

[1] Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Том II. XVI столетие. М.: Искусство, 1978. С. 10.
[2] Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М., 1993. С. 99, 103.






версия для печати