И.Тураева. Статья о памятнике Зураба Церетели женам декабристов. 2018

 

И.Тураева. Статья о памятнике Зураба Церетели женам декабристов. 2018

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н.Некрасов

Их было одиннадцать, этих героических женщин, которые навсегда остались в истории России. Идеальные жены - так их называли декабристы. Каждая из них дала подписку, по которой утрачивала дворянские привилегии и получала звание жены государственного преступника. Подвиг их воспет в стихах великих поэтов, портреты хранятся в музеях, ими восхищаются и гордятся. «Жены декабристов. Врата судьбы» - новое монументальное произведение Зураба Церетели, им автор отдает дань отважным и благородным женщинам, которые пожертвовали всем ради любви. Обращение к этим образам в 21 веке и посвящение новой скульптурной композиции Году семьи в России знаменует возрождение ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям и нравственным началам, развивает гражданские чувства, любовь к своей земле, понимание истории и культуры Отечества. Художник показывает дочерей из известных дворянских родов, которые вслед за своими осужденными мужьями отправились в далекую Сибирь на каторгу и ссылку. Уже пройден тяжкий путь по изнурительным трактам, они научились справляться с бытовыми проблемами, добились свиданий с мужьями, которые представлялись им мучениками, почти святыми. Они продолжают идти дальше и как бы не замечают накрепко замкнутого входа в мрачный каторжный острог, рядом с ними как символ продолжения рода, воплощение будущего - дети, родившиеся уже в Сибири. Дети символизируют и незримое присутствие декабристов, чьи «оковы тяжкие» волей художника уже «пали» и низложены недвижной массой. Новой композиции присущи характерные для Церетели смелость и точность образных и пластических решений, философская глубина и историко-этнографическая точность замысла, динамичность и весомость пластических масс, тонкая, гибкая и живая моделировка форм. Шествие фигур скульптурной композиции, динамично и ритмично размещенных скульптором на условном прямоугольнике, рассказывает простую и возвышенную историю. Вот княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая, которая 24 июля 1826 года из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге первая последовала на каторгу и в ссылку за своим осужденным мужем-декабристом С.П.Трубецким. 26-летняя дочь графа Лаваля, выросшая в роскоши аристократка выехала в Сибирь и родила там семерых детей, трое из которых не выжили. Из дома Волконских на набережной Мойки в Петербурге выехала к мужу С.Г.Волконскому в Нерчинские рудники двадцатилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь известного героя 1812 года генерала Н.Н.Раевского. Александра Григорьевна Муравьева, дочь графа Г.И.Чернышева, оставила троих детей - царь запретил брать с собой детей женам декабристов - и невзирая на грозившие наказания привезла в Сибирь два послания А.С.Пушкина: одно — декабристам, «Во глубине сибирских руд...», другое -— лицейскому товарищу, «другу бесценному» И.И.Пущину. По тому же бесконечному сибирскому тракту направились жены декабристов; Е.П.Нарышкина, Н.Д.Фонвизина - оставила двоих детей, А.И.Давыдова - оставила шестерых, А.В.Ентальцева, М.К.Юшневская и А.В.Розен. Среди этих замечательных женщин и две совсем юные француженки. Почти не зная русского языка, они отправились в суровую Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого давно любили: Полина Гебль вышла на каторге замуж за И.А.Анненкова, Камилла Ле-Дантю — за В.П.Ивашева. Художник представляет этих хрупких на вид женщин, лишенных, по существу, всех прав, гордыми, свободными и подчеркнуто независимыми. Образы жен декабристов в произведении Церетели - сильные, красивые, наполнены внутренней красотой и чувством собственного достоинства. Обостренная экспрессия поз и жестов уравновешивается кажущимся спокойствием ритма композиции - несгибаемо и величаво, самоотверженно они несут свой крест на протяжении долгих лет своей сибирской жизни. Кроме красоты и интеллигентной женственности художнику удалось передать драматическое звучание скульптурной группы, сложную эмоциональную атмосферу, ощущение внутренней напряжённости и предчувствие потрясающего трагизма судеб 11 героинь. Александра Муравьева, Камилла Ивашева и Екатерина Трубецкая умерли в Сибири. Овдовели в Сибири Александра Давыдова, Александра Ентальцева и Мария Юшневская, но им было разрешено вернуться в европейскую Россию лишь после общего помилования в 1856 году. Последовали за мужьями из Сибири на Кавказ Анна Розен и Елизавета Нарышкина. И только Наталья Фонвизина, Мария Волконская и Полина Анненкова вернулись с мужьями после амнистии 1856 года. «Жены декабристов. Врата судьбы» воспевают благородство, силу воли, мужество, за которыми прочитываются острые коллизии, резкие сюжетные повороты, страсти, выпавшие на долю жен декабристов. В монументальном произведении художник пластическими средствами увековечил подвиг жен декабристов – подвиг во имя любви, чести и долга.
Ирина Тураева, 2018






версия для печати