Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ШИТЬЁ


ШИТЬЁ средневековое искусст­во вышивки (религиозной и светской) и позднейшее, следующее средневе­ковым образцам (гл. обр. примени­тельно к странам и обычаям право­славного культа). Замечательные об­разцы церковного Ш. были созданы в Византии. Из Византии после при­нятия христианства на Руси появи­лись новые приемы Ш. Древнерус­ское Ш. делилось на лицевое (сюжетное) и орнаменталь­ное. Произведение Ш. являлось пло­дом коллективного творчества: лице­вые изображения наносил на ткань («знаменил») иконописец, орнамен­ты травщик, надписи словопи­сец. Вышиванием занимались жен­щины. Мастерицы пользовались цвет­ными шелками и металлическими (золотыми) нитями разных видов, дополняя Ш. жемчугом, драгоценны­ми камнями, золотыми и серебряны­ми пластинками «дробни­цами». Разнообразные виды лице­вого Ш. употреблялись в основном для церковных нужд: судари и возду­хи покрывали богослужебные сосуды, пелены подвешивались к иконам, покровы полагались на престолы и гробницы святых, плащаницы выно­сились в торжественных процессиях. Большие воздухи, пелены, покровы могли развешиваться на стенах хра­ма или на алтарной преграде. Сущес­твовали также шитые иконы и шитые иконостасы, употреблявшиеся в во­енных походах. Тематика изображе­ний зависела от назначения предме­та: на сударях и покровцах обычно вышивали «Богоматерь Знамение», «Ветхозаветную Троицу», Агнца, на плащаницах «Положение во гроб». Украшались лицевым или орнамен­тальным Ш. и одежды духовенства (саккосы, фелони, стихари, митры, палицы, набедренники, поручи и пр.). В светской одежде применялись ши­тые вставки в о ш в ы.


В 15 — нач. 16 в. лицевое Ш. было тесно связано с изобразительным искусством того времени выши­вальщицы как бы воспроизводили в Ш. произведения иконописи. Для этого периода характерно Ш. цвет­ными шелками, атласным швом (гладью, когда стежки клались рядом друг с другом, и «в раскол», когда игла прокалывалась в середину пред­шествующего стежка). В 16—17 вв. мастерицы подражали уже не иконам, а их драгоценным окладам. Ш. ис­полнялось почти исключительно зо­лотыми и серебряными нитями, при­креплявшимися к ткани поперечны­ми стежками шелка. Различное рас­положение стежков создавало редкое многообразие фактуры поверхности Ш Известны швы «клопец» с про­стым переплетением нитей, «косой ряд» со стежками по диагонали, «го­родок» (стежки идут параллельными зигзагами), «ягодка» (шов в клетку) и другие «денежка», «перышки», «черенок», «разводная клетка», про изводившие яркий декоративный эф­фект. В 17 в. вошло в употребление Ш. «по карте» по подложенным картону или бересте, образующим высокий рельеф вышивки

Основными центрами художе­ственного Ш. средневековой Руси, последовательно сменявшими друг друга, были великокняжеские мастер­ские, мастерские князей Старицких, Годуновых, «именитых людей» Стро­гановых, царские мастерские Михаила Федоровича и Алексея Михай­ловича Романовых.


В 18—19 вв сфера применения  Ш., особенно лицевого, сужается, оно отчасти вытесняется орнаментированными тканями отечественного произ­водства и воспринимает стилевые черты, свойственные искусству барок­ко и классицизма.

ШАБЕР ШАМАИЛЬ ШАМОТ ШАМСА ШАНЛЕВЕ ШАНЬ-ШУЙ ШАРЖ ШАТЁР ШАХРИСТАН ШЕБЕКЕ ШЕДЕВР ШЕДУ ШЕЙКА ШЕЛКОГРАФИЯ ШЕМОГОДСКАЯ РЕЗЬБА ШЕРАТОН ШИКХАРА ШИНУАЗРИ ШИРДАК ШИТЬЁ ШЛЕМ ШЛИФОВКА ШМУЦТИТУЛ ШПАЛЕРЫ ШПАТЕЛЬ ШПИЛЬ ШПУНТ ШРАФФИРОВКА ШРИФТ ШТАМПОВКА ШТЕМПЕЛЬ ШТИХЕЛЬ ШТРИХ ШТРИХОВКА ШТУДИЯ ШУФА

версия для печати