Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, хохлома русский народный худо­жественный промысел, традиционное искусство изготовления деревянных расписных изделий. Возник во 2-й пол. 17 в. в Заволжье на территории Ковернинского р-на Нижегородской обл. Название промыслу дало с. Хо­хлома, центр сбыта изделий местных ремесленников. Иконописцы-старо­обрядцы, знавшие приемы дешевого «золочения» дерева, способствовали возникновению здесь оригинальной техники окраски предметов без при­менения золота. Выточенная посуда грунтовалась раствором глины, сы­рым льняным маслом и порошком олова (в современных изделияхалюминия), по слою которого произ­водилась в свободной кистевой ма­нере роспись, гл. обр. растительный травный орнамент. Затем изделие покрывалось лаком из льняного мас­ла и прогревалось в печи, где пленка лака желтела и становилась похожей на золото. Для Хохломы, сохранившей старую технику до наших дней, характерны две разновидности роспи­си «верховая» и «под фон» «Верхи вая» роспись это рисунок черной или красной краской, наносимой на золотую поверхность, где он образу­ет легкий ажурный узор (композиции «травная роспись», «под листок», «пряник», «осочка»). Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном (своеобразная разно­видность росписи «кудрина») .

Первоначально хохломские изделия были токарными, столярная посуда стала изготовляться во 2-й пол. 19 в Угасавший в нач. 20 в. промысел возрождается в 1920-х гг., когда мастера объединились в артели, И. Е. Тюкалов, братья Красильнико­вы, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, Ф. А. Бедин оставили яркий след в истории промысла. В 1960-х гг. со­здаются фабрика «Хохломской ху­дожник» на родине промысла с цен­тром в с. Семино (Ковернинский р-н) и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семено­ве. Обе ветви промысла выпускают традиционную токарную и резную посуду, мебель, бытовые предметы чаши, миски, солонки, сахарницы, поставцы, пеналы, ложки, детскую мебель. Мастера семинского предпри­ятия культивируют виртуозный трав­ный орнамент, отличающийся красо­той полевых трав, ягод, цветов; мас­тера семеновского объединения пред­почитают орнаментальную роспись «под фон» с мелкой Прорисовкой  деталей штрихом, крупную «куд­рину».

ХАДАК ХАЙГА ХАЙ-ТЕК ХАММАМ ХАН ХАН ХАНАКА ХАНИВА ХАРАМ ХАРАМЛИК ХАРИМ ХАРМИКА ХАТАИ ХАТОРИЧЕСКАЯ КОЛОН­НА ХАТТ МАНСУБ ХАУЗ ХАЧКАР ХАШАН ХЕПЛУАЙТ ХЁМОН ХИАЗМ ХИЙД ХИМЕРА ХИРАНИВА ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТ ХОЛСТ ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА ХОР ХОРОМЫ ХОРОС ХОРУГВЬ ХОРЫ ХОТЬКОВСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ХРАМ ХРАМ В АНТАХ ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА ХРОМАТИЗМ ХРОМОЛИТОГРАФИЯ ХРУСТАЛЬ ХУА-НЯО ХУДЖРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДАРОВА­НИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУ­ИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВА­НИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК ХУДОЖНИК ХУРДЭ ХУРЭ ХЭППЕНИНГ

версия для печати