Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ОКЛАД


 — декоративное пок­рытие иконы или книжного перепле­та, распространенное со средних веков. О. выполнялись из золота, се­ребра, золоченой или серебряной меди, украшались чеканкой, басмой, сканью, чернью, эмалями, жемчугом, драгоценными камнями. Древнейшие книжные О. из слоновой кости известны в Византии с 7—8 вв., метал­лические с 9—10 вв.

О. на иконах распростра­нены гл. обр. в странах православно­го культа. Блеск, красота и прочность драгоценных металлов и камней, имевших в христианстве свою сак­ральную символику, обусловили древ­нейшую традицию украшения свя­щенных изображений. Драгоценные О. были своего рода ковчегами для икон и богослужебных книг. Богато украшались поля иконы, фон вокруг священных изображений, венцы (нимбы) персонажей. На ранних ви­зантийских, русских и грузинских О. были чеканные ризы, закрывающие одежды представленных на иконе фигур. В Византии эта традиция пресеклась рано, в Грузии она сохрани­лась на протяжении многих столетий.

Икона «Апостолы Петр и Павел» (сер. 11 в.) из Софийского собора в Новгороде представляет тип древне­го византийского О. с ризой и чекан­ными фигурами святых. Особо почи­таемые иконы украшались драгоцен­ностями, которые приносили моля­щиеся (мониста, гривны, монеты, нагрудные кресты, иконы, панагии). Типично русская деталь убора икон «цаты» («привесные пла­щи») круглой или четырехлепестко­вой (квадрифолийной) формы, под­вешивавшиеся по краям месяцеобраз ной плоской «лунницы». На полях иконы нередко имелись тис­неные или чеканные «дробницы» с фигурами святых или с изо­бражениями «праздников». Местные русские мастера широко использова­ли растительные или плетеные орна­менты.

О. Напрестольных Евангелий (символизировавших Иисуса Христа) по классической ви­зантийской композиционной схеме имели на верхней доске изображение «Распятия» (символ искупительной жертвы) и на нижней изображение «Воскресения» (символ победы над смертью). В круг сюжетов на О. иногда входили также «Христос на престоле», «Деисус» и др. Особен­ность русских О. украшение од­ной верхней доски (на нижней кре­пились овальные подставки «жуковины»). В Византии и на Руси О. могли быть целиком выкованы или оттиснуты на металле; но были так­же наборные О., состоящие из свободно варьируемых деталей, кре­пившихся на доске, обтянутой тканью.

ОБЕЛИСК ОБЛИЦОВКА ОБЛОЖКА ОБЛОМЫ архитектурные, ОБМАНКА ОБМЕРЫ ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА ОБОБЩЕНИЕ ОБОИ ОБРАЗ художественный ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЦОВЫЕ ДОМА ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОБРАТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРАТНЫЙ НАБОР ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА, ОБЪЁМ ОВДАН ОВЫ ОГРАНКА ОДЕЖДА ОДЕОН ОЖИВКИ ОЗНАМЁНКА ОЙКОС ОЙНОХОЯ ОКЛАД ОКНО ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД ОЛЕОГРАФИЯ ОПАК ОПАЛУБКА ОПАК ОПАЛУБКА ОП-АРТ ОПИСЬ ОППИДУМ ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА ОРДЕР ОРДЕРНАЯ АРКАДА ОРДЕРНЫЙ СТОЛБ ОРИГИНАЛ ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАВЮРА ОРИЕЛЬ ОРНАМЕНТ ОРТОСТАТ ОРФИЗМ ОРХЕСТРА ОСИРИЧЕСКИЕ СТАТУИ, ОСНОВА, ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ОССУАРИЙ ОСТРОГ ОТБОРКА ОТВЕС ОТЛИВКА ОТМЕТКИ ОТНОШЕНИЯ ОТПЕЧАТОК, ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ ОТТЕНОК ОТТИСК ОФОРМИТЕЛЬ ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТ­ВО ОФОРМЛЕНИЕ ОФОРТ ОФСЕТ ОХЛУПЕНЬ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ОХРЕНИЕ ОЧЕЛЬЕ

версия для печати