Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ОДЕЖДА


— покрытие, облачение человеческого тела для защиты его от внешних воздействий, а также для украшения. О. составля­ет вместе с обувью, перчатками, го­ловными уборами комплекс, к кото­рому присоединяются украшения и дополнения. Характер О. определя­ется географическими условиями, климатом, природной средой, отра­жает общественное и семейное по­ложение человека, характер его быта и труда, этнические, национальные особенности. О. дает преставление о человеке и о его социальной среде и вместе с тем выражает эстетические идеалы общества. Как вид декора­тивно-прикладного искусства О. от­личается непосредственной связью с человеком как объектом творчества. О. личный комплекс предметов, согласованный с фигурой, полом и возрастом человека, участвующего в создании или выборе О. Устойчивая традиционная основа О. сочетается с ее эволюцией в соответствии с худо­жественным стилем и модой. Инди­видуальные черты О. так или иначе соединяются с типическими призна­ками О. мужской и женской, дет­ской, подростковой и взрослых лю­дей, девичьей и замужних женщин, будничной, праздничной, ритуальной, крестьянской, купеческой, дворян­ской и т. д. Сочетание частей О. и дополняющих ее предметов образует ансамбль, костюм. Художественная выразительность костюма определя­ется его знаковой, символической структурой, образным замыслом, ар­хитектоникой и ритмикой, цветом, рисунком, фактурой материалов и отделки.

Древнейшие виды О. выполнялись из природных материалов шкур, листьев, коры; но уже с эпохи неоли­та главными материалами для О. ста­новятся ткани из шерсти и волокон культурных растений, кожа. В древ­нем мире преобладала свободно дра­пирующаяся О. из прямоугольных, полукруглых, овальных кусков ткани (греческие хитоны и гиматии, рим­ские тоги). В средние века утверди­лась скроенная и сшитая одежда, повторяющая формы тела; формиру­ются национальные типы народной одежды. В 15 — нач. 19 в. развитие форм О. связано со стилистическим развитием европей­ского искусства от готики до клас­сицизма, что породило беспримерное богатство форм, материалов, украше­ний. В 19—20 вв. история О. связана с растущим воздействием фактора моды, создаваемой домами моделей и художниками-модельерами, являю­щимися во многих случаях и пред­принимателями в области индуст­рии моды (во Франции Крис­тиан Диор, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, в России Н. П. Ламанова, В. М. Зайцев).

ОБЕЛИСК ОБЛИЦОВКА ОБЛОЖКА ОБЛОМЫ архитектурные, ОБМАНКА ОБМЕРЫ ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА ОБОБЩЕНИЕ ОБОИ ОБРАЗ художественный ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЦОВЫЕ ДОМА ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОБРАТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРАТНЫЙ НАБОР ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА, ОБЪЁМ ОВДАН ОВЫ ОГРАНКА ОДЕЖДА ОДЕОН ОЖИВКИ ОЗНАМЁНКА ОЙКОС ОЙНОХОЯ ОКЛАД ОКНО ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД ОЛЕОГРАФИЯ ОПАК ОПАЛУБКА ОПАК ОПАЛУБКА ОП-АРТ ОПИСЬ ОППИДУМ ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА ОРДЕР ОРДЕРНАЯ АРКАДА ОРДЕРНЫЙ СТОЛБ ОРИГИНАЛ ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАВЮРА ОРИЕЛЬ ОРНАМЕНТ ОРТОСТАТ ОРФИЗМ ОРХЕСТРА ОСИРИЧЕСКИЕ СТАТУИ, ОСНОВА, ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ОССУАРИЙ ОСТРОГ ОТБОРКА ОТВЕС ОТЛИВКА ОТМЕТКИ ОТНОШЕНИЯ ОТПЕЧАТОК, ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ ОТТЕНОК ОТТИСК ОФОРМИТЕЛЬ ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТ­ВО ОФОРМЛЕНИЕ ОФОРТ ОФСЕТ ОХЛУПЕНЬ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ОХРЕНИЕ ОЧЕЛЬЕ

версия для печати