Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ОБРАЗ художественный

 
-способ и форма освоения и воплощения дей­ствительности в искусстве, характе­ризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чув­ственных и смысловых аспектов. Как специфическая для искусства форма познания и оценки мира, выражение духовного содержания, идеи художе­ственной, созидания новых эстети­ческих объектов О. обладает слож­ной, многосторонней природой, от­ражающей богатство человеческого бытия и сознания.

Неотъемлемое свойство искусст­ва, О. исторически развивается вме­сте с ним и обладает своими особен­ностями в различных стилях, жан­рах и направлениях. Он неодинаков также в разных видах искусства, за­висит от предмета и материалов того или иного вида художественного творчества. О. результат художес­твенного обобщения, восхождения от единичного явления к типическому, идеальному, воображаемому бытию; но он неотделим от своего матери­ального воплощения и предстает как живое индивидуальное явление, как организм, существующий по своим собственным законам, наделенный гармонией целого и составных час­тей, убеждающий в собственной до­стоверности и возникающий как вы­ражение духовного мира автора, со­единенное с изображением реальных, фантастических или символических феноменов бытия. При анализе худо­жественного произведения разделяют О. как сущность произведения в це­лом и отдельные О. составляющих его  начал природы, предмета, среды, персонажей или к.-л. важных для общего О. факторов.

Отражение действительности в О. составляет специфическую природу искусства. В этом смысле художе­ственность неотделима от образно­сти, без О. нет искусства. В отличие от научных понятий, отвлекающихся от непосредственно воспринимаемо­го, О. сохраняют богатство чувствен­ных качеств окружающего мира и вы­ражают эмоционально-личностное отношение к действительности. Все­общее дано в них не само по себе, не абстрактно, а как бы «светится» че­рез чувственную оболочку реальных явлений, «угадывается» в них как глубинный смысл бытия.

О. всегда так или иначе соотно­сится с объективно существующими в мире прообразами (О. всегда есть О. чего-то). Однако он не является механическим слепком внешней ре­альности или копией к.-л. единично­го объекта. Действительность в искус­стве преображена творческим созна­нием художника, как бы «восполне­на» его фантазией и выступает в ее типических чертах. Это позволяет воспроизвести окружающий нас мир не только со стороны явления, но и со стороны сущности, которая в жиз­ни не всегда схватывается чувствен­ным восприятием, в искусстве же не­пременно раскрывается через его чув­ственно воспринимаемую форму.

Не тождественный реальным явлениям жизни, О. в этом смысле и «похож» и «не похож» на них. Он отличается от знака тем, что не про­сто обозначает или замещает к.-л. яв­ление, а воссоздает реальные качест­ва объекта. Знак безразличен для обозначаемого и в принципе может быть заменен другим знаком. Приме­нительно к О. это невозможно. Нель­зя изменить композицию картины «Меншиков в Березове» В. И. Сури­кова или цветовой строй «Сирени» М. А. Врубеля, не разрушив при этом весь художественный замысел произ­ведения.

В пределах верности правде жиз­ни О. могут обладать разной степенью специфической условности. В одних случаях они тяготеют к повествова­тельной описательности, в другихк метафорической ассоциативности и символике. Решающими для их эстетической оценки являются их правдивая выразительность и худо­жественная сила.

Восприятие произведения искус­ства делает О. всеобщим достояни­ем. Но оно также является творчес­ким процессом, и О., воплощенные в произведении, входят в сознание в особой интерпретации. Поэтому одни и те же О. по-разному воспринима­ются людьми разных эпох, стран и на­циональных культур. Эти различия не отменяют, однако, объективного со­держания О. и правомерны лишь в его границах. Шедевры искусства ха­рактеризуются богатством и силой О., глубоко влияющих на формирование духовного мира людей. Поэтому они живут на протяжении многих эпох, сохраняя свою художественную силу.

ОБЕЛИСК ОБЛИЦОВКА ОБЛОЖКА ОБЛОМЫ архитектурные, ОБМАНКА ОБМЕРЫ ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА ОБОБЩЕНИЕ ОБОИ ОБРАЗ художественный ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЦОВЫЕ ДОМА ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОБРАТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРАТНЫЙ НАБОР ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА, ОБЪЁМ ОВДАН ОВЫ ОГРАНКА ОДЕЖДА ОДЕОН ОЖИВКИ ОЗНАМЁНКА ОЙКОС ОЙНОХОЯ ОКЛАД ОКНО ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД ОЛЕОГРАФИЯ ОПАК ОПАЛУБКА ОПАК ОПАЛУБКА ОП-АРТ ОПИСЬ ОППИДУМ ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА ОРДЕР ОРДЕРНАЯ АРКАДА ОРДЕРНЫЙ СТОЛБ ОРИГИНАЛ ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАВЮРА ОРИЕЛЬ ОРНАМЕНТ ОРТОСТАТ ОРФИЗМ ОРХЕСТРА ОСИРИЧЕСКИЕ СТАТУИ, ОСНОВА, ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ОССУАРИЙ ОСТРОГ ОТБОРКА ОТВЕС ОТЛИВКА ОТМЕТКИ ОТНОШЕНИЯ ОТПЕЧАТОК, ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ ОТТЕНОК ОТТИСК ОФОРМИТЕЛЬ ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТ­ВО ОФОРМЛЕНИЕ ОФОРТ ОФСЕТ ОХЛУПЕНЬ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ОХРЕНИЕ ОЧЕЛЬЕ

версия для печати