Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
МОЗАИКА

 
(фр.
mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, букв. посвя­щенное музам) одна из разновид­ностей монументальной живописи. Обладает особой техникой: в М. изо­бражения и орнамент составляются из простейших цветовых элементовкусочков разноцветных натуральных камней, глушеного стекла (смальты), керамики, дерева и других материа­лов. Существуют два типа мозаичных произведений: составленные из ма­лых кубиков смальты или камня (вос­ходящая к античности техника т. н. римской М.) и получаемые из тонких пластов разноцветных мрамо­ров и яшм, вырезанные и составлен­ные по контурам изображения (т. н. флорентийская М.). Сход­ный с ней способ изготовления моза­ичного набора из различных пород дерева интарсия. В античном мире М. из морской гальки часто применялась для украшения полов. В раннехристианских храмах Рима и Равенны, в средневековых храмах Византии, Киевской Руси (Софий­ский собор, Михайловский златовер­хий монастырь в Киеве), Зап. Евро­пы, мусульманского Востока М. из цветной с золотом смальты сплошь покрывала поверхности стен и сво­дов. В 18 в. М. В. Ломоносов и его ученики возродили в России искус­ство М. и создали ряд мозаичных картин. С сер. 18 в. развивалось ис­кусство русской М.: набор из пластинок малахита, лазурита, яшмы и др. самоцветов на поверхности архитектурных деталей (колонны, пилястры) и декоративных изделий (вазы, чаши, шкатулки), имевших часто сложную конфигурацию и кри­волинейный объем. Для русской М. характерна тщательность работы, со­хранявшей и выявлявшей естествен­ный рисунок и цвет камня. В 17— 19 вв. в Европе были распростране­ны небольшие мозаичные картины и миниатюры, изготовленные из тонких стержней смальты (а также из мра­мора и др. пород камня); обычно они воспроизводили в «вечной технике» живописные оригиналы.

Искусство классической смальто­вой М. знает два способа изготовле­ния: «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изо­бражение выкладывается непосред­ственно на архитектурных поверхнос­тях и закрепляется в незатвердевшем штукатурном слое; «обратный набор», когда М. выкладывается по кальке будущей картины лицевой стороной вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончатель­но обрабатывается, иногда шлифует­ся и покрывается воском. Подобным способом были выполнены во 2-й пол. 19 в. огромные мозаичные кар­тины, точно воспроизводящие живо­писные оригиналы, для Исаакиевского собора в Петербурге. В советское время смальтовая и флорентийская М. применялись для украшения стан­ций метрополитена и общественных зданий (художники А. А. Дейнека, П. Д. Корин, И. М. Рабинович, Б. А. Тальберг и др.); были разрабо­таны способы, соединяющие удобст­во изготовления М. «обратным набо­ром» с художественными преимуще­ствами «прямого набора». В 20 в. в М. выполнены произведения Антонио Гауди (Испания), Фернана Леже (Франция), Диего Риверы (Мексика), Ханса Эрни (Швейцария).

МАВЗОЛЕЙ МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ МАГРИБ МАДОННА МАЗАР МАЗОК МАЙОЛИКА МАЙССЕНСКИЙ ФАРФОР МАЙХАН МАКАРА МАКЕТ МАКИ-Э МАККЬЯЙОЛИ МАКОВКА МАКРАМЕ МАКСУРА МАЛАХИТ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ МАНДАЛА МАНДОРЛА МАНЕЖ МАНЕКЕН МАНЕРА МАНЕРНОСТЬ МАНСАРДА МАНУЭЛИНО МАНЬЕРИЗМ МАРИНА МАРИСТАН МАРКА МАРКЕТРИ МАРТАН МАРТИРИЙ МАРШАН МАСДЖИД МАСКА МАСКАРОН МАСЛО МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ МАССОВОЕ ИСКУССТВО МАСТАБА МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСТВО МАСТИХИН МАСШТАБ МАТРЁШКА МАТРИЦА МАТУАР МАШИКУЛИ МАШРАБИЯ, МАШХАД МЕАНДР МЕБЕЛЬ МЕГАЛИТЫ МЕГАРОН МЕДАЛЬ МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО МЕДАЛЬОН МЕДИНА МЕДРЕСЕ МЕЗОНИН МЕЗУЗА МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕ­НИЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МЕНГИР МЕНОРА МЕРОВИНГСКОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫЙ ЧИН МЕТАБОЛИЗМ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИ­ВОПИСЬ МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОПА МЕЦЕНАТ МЕЦЦО-ТИНТО МЕЧЕТЬ МИКВА МИКРОРАЙОН МИЛЛЕФИОРИ МИЛЬФЛЁР МИМЕЗИС МИНАИ МИНАРЕТ МИНБАР МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МИНИАТЮРА МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ПОРТРЕТНАЯ МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МИР ИСКУССТВА МИТРА МИТХУНА, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР МИХРАБ МИЦУДА-Э МНОГОПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ МОБИЛЬ МОГИЛЬНИК МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА МОДА МОДЕЛИРОВКА МОДЕЛЬ МОДЕРН МОДЕРНИЗМ МОДУЛЬ МОДУЛЬОНЫ МОЗАИКА МОЗАИЧНЫЙ НАБОР МОККОЦУ МОКРЫЙ СОУС МОЛЬБЕРТ МОНАСТЫРЬ МОНГОЛ-ЗУРАГ МОНЕТА МОНОГРАММА МОНОГРАММИСТЫ МОНОЛИТ МОНО-НО-АВАРЭ МОНОПТЕР МОНОТИПИЯ МОНОХРОМИЯ МОНУМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВО­ПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПА­ГАНДА МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬП­ТУРА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРА­ТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИ­ВОПИСИ МОСКОВСКОЕ БАРОККО МОТИВ МРАМОР МРАМОРЩИК МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА МУАР МУДЕХАР МУДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЕ МУЗЕЙ МУКАРНЫ МУЛЬТИ-МЕДИА МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЮРЫ МУЛЯЖ МУМИЯ МУНИНХВА МУРАККА МУСАЛЛА МУСЛИН МУТУЛЫ МУФЕЛЬ МУФЕЛЬНАЯ РОСПИСЬ МУХАККАК МУШАРАБИЯ МУШТАБЕЛЬ МЯГКИЙ ЛАК МЯГКИЙ СТИЛЬ МЯГКИЙ ФАРФОР

версия для печати