Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
КУБИЗМ


(фр.
cubisme, от cube — куб) направление во французском искусстве 1900—1910-х гг. Его осно­ватели и крупнейшие представители Пабло Пикассо и Жорж Брак. Назва­ние было дано современными крити­ками по характерной, хотя и внеш­ней, особенности картин этого на­правления преобладанию в них прямых линий, граней и кубоподоб ных форм. В истории К., возникше­го около 1907 г., принято выделять три периода - т. н. сезанновский (до 1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914). В кар­тинах сезанновского пери­ода массивные объемы, высеченные прямыми ломающимися линиями, напоминают формы негритянской пластики. В аналитиче­ский период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под уг­лом плоскости. При этом кубистическая стереометрия обманчива и про­тиворечива намеченный объем не­ожиданно превращается в плоскость, передняя грань переходит в боковую, линии обрываются и повисают в пу­стоте, все формы смещаются, колеб­лются, не поддаются зрительной ста­билизации. Разлагая изобразительную форму, художник анализирует состав­ные элементы ее языка (визуального построения). К концу аналитическо­го периода в картинах Пикассо и Брака появляются надписи, а вслед за тем и наклейки. Коллаж становит­ся основным приемом для синте­тического К. Объект изобра­жения как бы собирается, синтезиру­ется из разнотипных фрагментов - графических знаков (ноты, цифры, сло­ва), красочных мазков, схематичных рисунков, обрывков газет, цветной бумаги, обоев с орнаментом, изобра­зительным рисунком или имитацией фактур. Текст картины складывается из знаков разных языков (живописи, письменного слова, нотных графем, печатных изображений и имитаций), обозначаемый ими простой сюжет (как правило, натюрморт) воссозда­ется в воображении зрителя. Куби стическая картина демонстрирует ряд проблемных отношений между ре­альностью и способами ее отражения, между языковыми знаками разных уровней, между визуальным фактом и мысленным образом. В 1911 г., помимо возглавленной Пикассо груп­пировки «БатоЛавуар» («Лодка-пло томойня», 1908), возникает новое объединение кубистов «Золотое сечение». В него входили Хуан Грис, Луи Маркуси, Фернан Леже, Альбер Глез, Жан Метценже, Андре Лот, Роже де ла Френе, Анри Ле Фоконье. В том же году на выставке «Салона независимых» произошло первое зна­комство публики с К. Кубистическая теория, обосновывавшая новый жи­вописный метод, складывалась в кру­гу самих художников и близких к ним литераторов. Наиболее ранние рабо­ты «О кубизме» А. Глеза и Ж. Мет­ценже (1912) и «Художники-куби­сты» Г. Аполлинера (1913). В них отвергалась традиция «репродуктивной», т. е. фигуративной, живописи и прокламировались новые задачи искусства- создание самостоятельных живописных реальностей, независи­мых от реальности объективной. К. одно из постимпрессионист­ских течений, подготовившее футу­ризм и абстракционизм.

КААБА КАБЛУЧОК КАВЕДИУМ КАДИЛО КАДИЛО КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ КАКЭМОНО КАЛА КАЛАМ КАЛАМДАН КАЛАМКАР КАЛЕБАС КАЛЛИГРАФИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ КАЛЬКА КАЛЬКИРОВАНИЕ КАЛЬЯН КАМЕННАЯ МАССА КАМЕННЫЕ БАБЫ КАМЕРА-ОБСКУРА КАМЕЯ КАМНЕРЕЗНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОМЫСЛЫ КАМПАНИЛА КАНАТИКИ КАНДЕЛЯБР КАНИТЕЛЬ КАННЕЛЮРЫ КАНО КАНОН КАНОПА КАНСИЦУ КАНФАР КАНФАРЕНИЕ КАПЕЛЛА КАПЕЛЬКИ КАПИТЕЛЬ КАРАВАДЖИЗМ КАРА-Ё КАРАВАН-САРАЙ КАРАНДАШ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА КАРАС КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА КАРИАТИДА КАРИКАТУРА КАРКАС КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАРНАЦИЯ КАРНИЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ­НИЕ КАРТИНА КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ КАРТОН КАРТУШ КАСБА КАСКАД КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ КАССЕТЫ КАССОНЕ КАТАКОМБА КАТАЛОГ КАФЕДРА КАФЕЛЬ КАЧАЛКА КАШИ КАШИН КАШКУЛЬ КВАДР КВАДРИГА КВАДРИФОЛИЙ КВАРТАЛ КВАСНИК КВАТРОЧЕНТО КЕНОТАФ КЕРАМИКА КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ КЕРОПЛАСТИКА КЕРУБ КЕССОНЫ КЁШК КИАФ КИВОРИЙ КИВОТ КИЛИК КИЛИМ КИМАТИЙ КИМОНО КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИОТ КИПСЕК КИРИКАНЭ КИРПИЧНАЯ ГОТИКА КИРХА КИСВА КИСТЬ КИТАЙСКИЕ СОСУДЫ КИТА КИТАБХАНЕ КИТАЙЩИНА КИТЧ КЛАДКА КЛАССИКА КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК КЛАФТ КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ КЛЕЙМО КЛЕЙМО иконное КЛЕТЬ КЛИРОС КЛИШЕ КЛУАЗОНЕ КЛУАЗОНИЗМ КЛУАТР КНИГА КНИЖНЫЙ ЗНАК КОВЁР КОВКА КОВЧЕГ КОВШ КОДЕКС КОКОШНИК КОКОШНИК архитектурный КОЛЛАЖ КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЯ КОЛОННА КОЛОННАДА КОЛОРИТ КОЛОСС КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР КОМИКС КОМИЧЕСКОЕ КОМПЛЮВИЙ КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР КОМПОЗИЦИЯ КОМПОНОВКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС КОНГРЕВ КОНДО КОНЁК КОНКУРС КОНСЕРВАЦИЯ КОНСОЛЬ КОНСТАНТНОСТЬ КОНСТРУКТИВИЗМ КОНТРАКЦИЯ КОНТРАПОСТ КОНТРАСТ КОНТРНАЛИЧНИК КОНТРРЕЛЬЕФ КОНТРТИТУЛ КОНТРФОРС КОНТУР КОНХА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО КОНЦОВКА КОПИРОВАНИЕ КОПИЯ КОРА КОРАБЛЬ КОРИНФСКАЯ БАЗА КОРИНФСКАЯ КАПИТЕЛЬ КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРНПАПИР КОРОНА КОРОПЛАСТИКА КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕК­ЦИЯ КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЧАГА КОСА КОСОДЭ КОСТУМБРИЗМ КОСТЮМ КОСТЯНОЙ ФАРФОР КОШМА КРАББ КРАКЕЛЮР КРАКЛЕ КРАСКИ КРАСНАЯ ЛИНИЯ КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ КРАСОТА КРАТЕР КРЕМЛЬ КРЕПОСТЬ КРЕСТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВЫЙ СВОД КРЕСТОЦВЕТ КРЕСТЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КРЕЩАЛЬНЯ КРЕЩАТЫЙ СВОД КРИПТА КРИТИКА КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КРОКИ КРОМЛЕХ КРОНШТЕЙН КРОЮЩИЕ КРАСКИ КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА КРУЖЕВО КРЫЛЬЦО КРЫША КСИЛОГРАФИЯ КСУР КТИТОР КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА КУББА КУБИЗМ КУБОК КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР КУЛИСЫ КУМАНЕЦ КУМГАН КУНДАЛЬ КУПЕЛЬ КУПОЛ КУПОЛЬНЫЙ СВОД КУРА КУРАНТ КУРВАТУРА КУРГАН КУРДОНЁР КУРИЛЬНИЦА КУРИЯ КУРОС КУРТИНА КУФИ КУХНИ КЫРМА КЬЯРОСКУРО КЭСЫ

версия для печати