Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
КСИЛОГРАФИЯ


(от греч.
x?lon — дерево и gr?phM пишу, рисую)гравюра на дереве К. один из наиболее распространенных видов гравюры: печатная форма (клише) оттискивается способом высокой печати с плоской поверхности дере вянной доски, покрытой краской, не проникающей в углубления, вырезанные между элементами изображения. Существуют два вида К   обрезная (обронная) и торцовая.  Об резная К. выполняется на досках продольного распила из мягких пород дерева (груша, на Дальнем Востоке вишня): линии и пятна рисунка обрезаются ножами и стаме­сками, а в промежутках дерево вы­бирается долотом. Обрезной К. при­сущи обобщенность рисунка, кон­трасты белого и черного, повышен­ное эмоциональное звучание и яркая графичность оттиска. Торцовая К. выполняется на досках поперечного распила из твердых пород дерева (пальма, самшит): штихелями проре­заются тонкие штрихи, выходящие в оттиске белыми; комбинации штри­хов позволяют создавать тон разной насыщенности (тоновая гравюра), репродуцировать живопись и тональ­ный рисунок. Обрезная К. появилась в Китае (упоминается с 6 в.): иллюс­трации, альбомы, лубки. С 17 в. в Японии создавались иллюстрирован­ные книги, календари, поздравитель­ные карточки, светские эстампы (знаменитые мастера 17—19 вв.Китагава Утамаро, Тёсюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ). К. в Европе издавна служила для иллюстрирования печатных книг, гра­вирования лубков, игральных карт, эстампов; появилась на рубеже 14—15 вв. в Германии, Чехии, Авст­рии. Крупнейшим мастером К. был Альбрехт Дюрер в Германии. В 16 в. получила развитие в Италии и Гер­мании цветная К. (кьяроскуро), в России, Белоруссии и на Украине появилась книжная К., связанная с деятельностью Франциска Скорины, Ивана Федорова, Петра Мстиславца. В европейском искусстве 18—19 вв. роль К. падает, однако техника тор­цовой К., изобретенная в 1780-х гг. англичанином Томасом Бьюиком, дает ей второе дыхание и возмож­ность использования для иллюстра­ций.

На рубеже 19—20 вв. возрастает интерес к традициям К. в связи с за­рождением стиля модерн (Уильям Моррис в Англии, Поль Гоген во Франции); сложился изящный деко­ративный стиль эстампа, иллюстрации, виньетки (Феликс Валлоттон в Швейцарии, Уильям Николсон и Гор­дон Крэг в Англии, А. П. Остроумо­ва-Лебедева, В. Д. Фалилеев в Рос­сии). В 20 в. для многих мастеров К. характерны публицистичность, эк­спрессия, контрастность пятен, обра­щение к традициям народной К. (Франс Мазереель в Бельгии, Кете Кольвиц в Германии, Рокуэлл Кент в США). Особенно напряженная, рез­кая контрастность отличает К. близ­ких к экспрессионизму мастеров (Эд­вард Мунк в Норвегии, Эмиль Ноль де в Германии, Тадеуш Кулисевич в Польше). В России в советский период крупные мастера К.П. А. Шиллинговский, Н. Н. Купре­янов, А. И. Кравченко, В. А. Фавор­ский, П. Я. Павлинов, Н. И. Писка рев, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов. Своеобразные школы сложились на Украине (В. И. Касиян), в Литве (Йонас Кузминскис).

КААБА КАБЛУЧОК КАВЕДИУМ КАДИЛО КАДИЛО КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ КАКЭМОНО КАЛА КАЛАМ КАЛАМДАН КАЛАМКАР КАЛЕБАС КАЛЛИГРАФИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ КАЛЬКА КАЛЬКИРОВАНИЕ КАЛЬЯН КАМЕННАЯ МАССА КАМЕННЫЕ БАБЫ КАМЕРА-ОБСКУРА КАМЕЯ КАМНЕРЕЗНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОМЫСЛЫ КАМПАНИЛА КАНАТИКИ КАНДЕЛЯБР КАНИТЕЛЬ КАННЕЛЮРЫ КАНО КАНОН КАНОПА КАНСИЦУ КАНФАР КАНФАРЕНИЕ КАПЕЛЛА КАПЕЛЬКИ КАПИТЕЛЬ КАРАВАДЖИЗМ КАРА-Ё КАРАВАН-САРАЙ КАРАНДАШ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА КАРАС КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА КАРИАТИДА КАРИКАТУРА КАРКАС КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАРНАЦИЯ КАРНИЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ­НИЕ КАРТИНА КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ КАРТОН КАРТУШ КАСБА КАСКАД КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ КАССЕТЫ КАССОНЕ КАТАКОМБА КАТАЛОГ КАФЕДРА КАФЕЛЬ КАЧАЛКА КАШИ КАШИН КАШКУЛЬ КВАДР КВАДРИГА КВАДРИФОЛИЙ КВАРТАЛ КВАСНИК КВАТРОЧЕНТО КЕНОТАФ КЕРАМИКА КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ КЕРОПЛАСТИКА КЕРУБ КЕССОНЫ КЁШК КИАФ КИВОРИЙ КИВОТ КИЛИК КИЛИМ КИМАТИЙ КИМОНО КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИОТ КИПСЕК КИРИКАНЭ КИРПИЧНАЯ ГОТИКА КИРХА КИСВА КИСТЬ КИТАЙСКИЕ СОСУДЫ КИТА КИТАБХАНЕ КИТАЙЩИНА КИТЧ КЛАДКА КЛАССИКА КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК КЛАФТ КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ КЛЕЙМО КЛЕЙМО иконное КЛЕТЬ КЛИРОС КЛИШЕ КЛУАЗОНЕ КЛУАЗОНИЗМ КЛУАТР КНИГА КНИЖНЫЙ ЗНАК КОВЁР КОВКА КОВЧЕГ КОВШ КОДЕКС КОКОШНИК КОКОШНИК архитектурный КОЛЛАЖ КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЯ КОЛОННА КОЛОННАДА КОЛОРИТ КОЛОСС КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР КОМИКС КОМИЧЕСКОЕ КОМПЛЮВИЙ КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР КОМПОЗИЦИЯ КОМПОНОВКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС КОНГРЕВ КОНДО КОНЁК КОНКУРС КОНСЕРВАЦИЯ КОНСОЛЬ КОНСТАНТНОСТЬ КОНСТРУКТИВИЗМ КОНТРАКЦИЯ КОНТРАПОСТ КОНТРАСТ КОНТРНАЛИЧНИК КОНТРРЕЛЬЕФ КОНТРТИТУЛ КОНТРФОРС КОНТУР КОНХА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО КОНЦОВКА КОПИРОВАНИЕ КОПИЯ КОРА КОРАБЛЬ КОРИНФСКАЯ БАЗА КОРИНФСКАЯ КАПИТЕЛЬ КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРНПАПИР КОРОНА КОРОПЛАСТИКА КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕК­ЦИЯ КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЧАГА КОСА КОСОДЭ КОСТУМБРИЗМ КОСТЮМ КОСТЯНОЙ ФАРФОР КОШМА КРАББ КРАКЕЛЮР КРАКЛЕ КРАСКИ КРАСНАЯ ЛИНИЯ КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ КРАСОТА КРАТЕР КРЕМЛЬ КРЕПОСТЬ КРЕСТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВЫЙ СВОД КРЕСТОЦВЕТ КРЕСТЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КРЕЩАЛЬНЯ КРЕЩАТЫЙ СВОД КРИПТА КРИТИКА КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КРОКИ КРОМЛЕХ КРОНШТЕЙН КРОЮЩИЕ КРАСКИ КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА КРУЖЕВО КРЫЛЬЦО КРЫША КСИЛОГРАФИЯ КСУР КТИТОР КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА КУББА КУБИЗМ КУБОК КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР КУЛИСЫ КУМАНЕЦ КУМГАН КУНДАЛЬ КУПЕЛЬ КУПОЛ КУПОЛЬНЫЙ СВОД КУРА КУРАНТ КУРВАТУРА КУРГАН КУРДОНЁР КУРИЛЬНИЦА КУРИЯ КУРОС КУРТИНА КУФИ КУХНИ КЫРМА КЬЯРОСКУРО КЭСЫ

версия для печати