Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
КРИТИКА


(греч.
kritike— искусст­во разбирать, судить) один из видов научной творческой деятельнос­ти, разбор, оценка и истолкование художественных произведений, опе­ративный анализ их в контексте со­временной культуры; один из раз­делов искусствознания. В отличие от истории искусства К. подразумевает в первую очередь не музейно-архивные и сравнительно-исторические изыскания но дар прочувствованно­го эстетического восприятия, находя­щий выражение в адекватном пред­мету, пластичном, ярком, порой пуб­лицистически остром суждении. К. стоит, в сущности, у истоков любого искусствоведческого суждения, пред­ставляя собой «мысленный образ» произведения, наиболее непосред­ственную и живую реакцию на него. Но по мере усложнения историче­ского понятийного аппарата она ста­новится самостоятельным разделом искусствознания, в котором динами­ка художественных вкусов, социаль­ных эмоций проступает особенно наглядно, выражаясь не в академиче­ских исследованиях, а в полемиче­ских очерках, всегда подразумеваю­щих конкретную зрительскую и твор­ческую аудиторию.

Критические заметки, характер­ные для многих древних текстов, ка­сающихся искусства, часто встреча­ются в частных письмах. Эпистоляр­ный характер носят и суждения итальянского писателя 16 в. Пьетро Аретино, которого часто называют «отцом художественной К.». В 18 в., в эпоху Просвещения, складывается жанр критического обзора выставок («Салоны» Дени Дидро во Франции). К. обретает все большую влиятель­ность, оказывая самое непосредствен­ное воздействие на формирование новых направлений в искусстве. В

19 в. такие писатели и критики, как Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Эмиль Золя во Франции, Джон Рескин в Англии или В. В. Стасов в России, становятся властителями дум целых поколений мастеров искусства ро­мантизма и реализма. Взаимосвязь искусства и К. всемерно активизиру­ется в эпоху модерна (А. Н. Бенуа в России). Дополнительный импульс этому взаимодействию в наш век придает расширяющийся диапазон средств массовой информации, как газетно-журнальных, так и радиоте левизионных.

К. является неотъемлемой сторо­ной развития художественной куль­туры, формой самосознания ее дея телей. Она способна существенно влиять как на движение самого ис­кусства, так и на вкусы, оценки, ми росозерцание зрителей. К. пропаган дирует и истолковывает творчество, поддерживает одни явления и нега­тивно оценивает другие. Поэтому она оказывает влияние на то или иное на­правление искусства, так же как и на его художественную ценность и соответствие идеалу. Тем самым на К. ложится огромная общественная ответственность. От ее деятелей тре­буется подлинный профессионализм как в смысле владения спецификой искусства, досконального знания его, так и в смысле мастерства его анали за и раскрытия для зрителей. Оценка искусства основана на познании его: чем глубже познание, тем вернее оценка. В К. недопустимы субъекти­визм, произвол оценок и вкусов. Объ­ективность К. основана на знании ее деятелями законов искусства, на на­учности мировоззренческого подхода к творчеству, на тесной связи К. с теорией и историей искусства. Объективность К. не исключает, а, на­оборот, предполагает личное отноше­ние критика к явлениям художествен­ного творчества, индивидуальные формы и методы критического ана­лиза, литературную одаренность кри­тика. Объективность выражается в соответствии критических суждений истинной сути художественных явле­ний, в глубине их анализа и высоте критериев их оценки. Большое зна­чение имеет для К. и взаимосвязь со всеми науками, изучающими виды художественной деятельности, а так­же со смежными научными дисцип­линами. Талантливая, профессио­нальная, объективная художественная К. мощный стимул развития ис­кусства.

КААБА КАБЛУЧОК КАВЕДИУМ КАДИЛО КАДИЛО КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ КАКЭМОНО КАЛА КАЛАМ КАЛАМДАН КАЛАМКАР КАЛЕБАС КАЛЛИГРАФИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ КАЛЬКА КАЛЬКИРОВАНИЕ КАЛЬЯН КАМЕННАЯ МАССА КАМЕННЫЕ БАБЫ КАМЕРА-ОБСКУРА КАМЕЯ КАМНЕРЕЗНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОМЫСЛЫ КАМПАНИЛА КАНАТИКИ КАНДЕЛЯБР КАНИТЕЛЬ КАННЕЛЮРЫ КАНО КАНОН КАНОПА КАНСИЦУ КАНФАР КАНФАРЕНИЕ КАПЕЛЛА КАПЕЛЬКИ КАПИТЕЛЬ КАРАВАДЖИЗМ КАРА-Ё КАРАВАН-САРАЙ КАРАНДАШ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА КАРАС КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА КАРИАТИДА КАРИКАТУРА КАРКАС КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАРНАЦИЯ КАРНИЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ­НИЕ КАРТИНА КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ КАРТОН КАРТУШ КАСБА КАСКАД КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ КАССЕТЫ КАССОНЕ КАТАКОМБА КАТАЛОГ КАФЕДРА КАФЕЛЬ КАЧАЛКА КАШИ КАШИН КАШКУЛЬ КВАДР КВАДРИГА КВАДРИФОЛИЙ КВАРТАЛ КВАСНИК КВАТРОЧЕНТО КЕНОТАФ КЕРАМИКА КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ КЕРОПЛАСТИКА КЕРУБ КЕССОНЫ КЁШК КИАФ КИВОРИЙ КИВОТ КИЛИК КИЛИМ КИМАТИЙ КИМОНО КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИОТ КИПСЕК КИРИКАНЭ КИРПИЧНАЯ ГОТИКА КИРХА КИСВА КИСТЬ КИТАЙСКИЕ СОСУДЫ КИТА КИТАБХАНЕ КИТАЙЩИНА КИТЧ КЛАДКА КЛАССИКА КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК КЛАФТ КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ КЛЕЙМО КЛЕЙМО иконное КЛЕТЬ КЛИРОС КЛИШЕ КЛУАЗОНЕ КЛУАЗОНИЗМ КЛУАТР КНИГА КНИЖНЫЙ ЗНАК КОВЁР КОВКА КОВЧЕГ КОВШ КОДЕКС КОКОШНИК КОКОШНИК архитектурный КОЛЛАЖ КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЯ КОЛОННА КОЛОННАДА КОЛОРИТ КОЛОСС КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР КОМИКС КОМИЧЕСКОЕ КОМПЛЮВИЙ КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР КОМПОЗИЦИЯ КОМПОНОВКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС КОНГРЕВ КОНДО КОНЁК КОНКУРС КОНСЕРВАЦИЯ КОНСОЛЬ КОНСТАНТНОСТЬ КОНСТРУКТИВИЗМ КОНТРАКЦИЯ КОНТРАПОСТ КОНТРАСТ КОНТРНАЛИЧНИК КОНТРРЕЛЬЕФ КОНТРТИТУЛ КОНТРФОРС КОНТУР КОНХА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО КОНЦОВКА КОПИРОВАНИЕ КОПИЯ КОРА КОРАБЛЬ КОРИНФСКАЯ БАЗА КОРИНФСКАЯ КАПИТЕЛЬ КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРНПАПИР КОРОНА КОРОПЛАСТИКА КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕК­ЦИЯ КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЧАГА КОСА КОСОДЭ КОСТУМБРИЗМ КОСТЮМ КОСТЯНОЙ ФАРФОР КОШМА КРАББ КРАКЕЛЮР КРАКЛЕ КРАСКИ КРАСНАЯ ЛИНИЯ КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ КРАСОТА КРАТЕР КРЕМЛЬ КРЕПОСТЬ КРЕСТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВЫЙ СВОД КРЕСТОЦВЕТ КРЕСТЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КРЕЩАЛЬНЯ КРЕЩАТЫЙ СВОД КРИПТА КРИТИКА КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КРОКИ КРОМЛЕХ КРОНШТЕЙН КРОЮЩИЕ КРАСКИ КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА КРУЖЕВО КРЫЛЬЦО КРЫША КСИЛОГРАФИЯ КСУР КТИТОР КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА КУББА КУБИЗМ КУБОК КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР КУЛИСЫ КУМАНЕЦ КУМГАН КУНДАЛЬ КУПЕЛЬ КУПОЛ КУПОЛЬНЫЙ СВОД КУРА КУРАНТ КУРВАТУРА КУРГАН КУРДОНЁР КУРИЛЬНИЦА КУРИЯ КУРОС КУРТИНА КУФИ КУХНИ КЫРМА КЬЯРОСКУРО КЭСЫ

версия для печати