Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО


(от лат.
conceptus — мысль, представление), концептуализмодно из направлений в искусстве авангарда, возникшее в 1960-х п Особенность К. и. состоит в принци­пиальном отказе от воплощения идеи в материале, т. е. в сведении искус ства исключительно к феноменам сознания (принцип «искусства в голове»). К. и. отвергает традиционные формы изобразительности и художественной выразительности как «отвлекающие» от восприятия и пони­мания предложенной художником идеи. Концептуалистские объекты су­ществуют в виде набросков, пись­менно или устно изложенных проектов, коротких фраз или пространных текстов. При этом материальные средства выполняют роль лишь воз­будителя представлений; предметом созерцания является мысленная фор­ма. В соответствии с теорией концептуалистов, искусство замещается идеей искусства, т. е. сводится к процедуре его самоопределения внутри того или иного контекста. «Предло­жения» К. и. имеют характер фор­мальных тавтологий и не могут отно­ситься к какой-либо реальности за их пределами. Концептуалисты чаще всего оперировали различными коммуникативными средствами: печат­ный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъем­ка, ксерокопирование. Художники-концептуалисты осваивают знаковые системы, внедряются в поисках форм фиксации идеи в нехудожественные сферы (оперирование формулами, ис­пользование таблиц, чертежей, вклю­чение текстовых элементов и т. п.). Творческие проявления К. и. много­образны и включают создание объек­тов, проведение художественных ак­ций и пр. Теория К. и. складывалась под влиянием идей лингвистической философии, логического позитивиз­ма, новейших школ языкознания и психологии. Наиболее влиятельное объединение концептуалистов английская группа «Искусство язык», издававшая журнал под тем же на­званием. В нее входили Терри Эткинсон, Майкл Болдуин, Дейвид Бейнбридж, Гарольд Харрел, американец Джозеф Кошут. Другие видные пред­ставители К. и.: Айен Берн, Мел Рэмсден, Дуглас Хьюблер, Роберт Барри, Лес Левин, Сол Левит, Ян Дибетс, Ханс Хааке.

В Советском Союзе К. и. возни­кло как часть художественного андеграунда, в противовес официально разрешенному традиционному искус­ству. Группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо» и др. (1960—1970-е гг.) практикова­ли проведение акций и создание эзо­терических концептуальных текстов. Принципы и основные способы реа­лизации художественной идеи К. и. повлияли на возникновение соц-арта, в эстетике которого сложно переплетались политические намеки и отвлеченные информационные и лингвистические теории. Однако в соц-арте весьма значительна была ироническая тенденция, подвергав­шая каждое внешне серьезное творческое явление разрушительной реф­лексии и в этом различие путей К. и. и соц-арта, а также связанных с ним «постконцептуалистских» тен­денций (творчество групп «Чемпио­ны мира», «Клуб авангардистов», «Медицинская герменевтика»).

КААБА КАБЛУЧОК КАВЕДИУМ КАДИЛО КАДИЛО КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ КАКЭМОНО КАЛА КАЛАМ КАЛАМДАН КАЛАМКАР КАЛЕБАС КАЛЛИГРАФИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ КАЛЬКА КАЛЬКИРОВАНИЕ КАЛЬЯН КАМЕННАЯ МАССА КАМЕННЫЕ БАБЫ КАМЕРА-ОБСКУРА КАМЕЯ КАМНЕРЕЗНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОМЫСЛЫ КАМПАНИЛА КАНАТИКИ КАНДЕЛЯБР КАНИТЕЛЬ КАННЕЛЮРЫ КАНО КАНОН КАНОПА КАНСИЦУ КАНФАР КАНФАРЕНИЕ КАПЕЛЛА КАПЕЛЬКИ КАПИТЕЛЬ КАРАВАДЖИЗМ КАРА-Ё КАРАВАН-САРАЙ КАРАНДАШ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА КАРАС КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА КАРИАТИДА КАРИКАТУРА КАРКАС КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАРНАЦИЯ КАРНИЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ­НИЕ КАРТИНА КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ КАРТОН КАРТУШ КАСБА КАСКАД КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ КАССЕТЫ КАССОНЕ КАТАКОМБА КАТАЛОГ КАФЕДРА КАФЕЛЬ КАЧАЛКА КАШИ КАШИН КАШКУЛЬ КВАДР КВАДРИГА КВАДРИФОЛИЙ КВАРТАЛ КВАСНИК КВАТРОЧЕНТО КЕНОТАФ КЕРАМИКА КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ КЕРОПЛАСТИКА КЕРУБ КЕССОНЫ КЁШК КИАФ КИВОРИЙ КИВОТ КИЛИК КИЛИМ КИМАТИЙ КИМОНО КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИОТ КИПСЕК КИРИКАНЭ КИРПИЧНАЯ ГОТИКА КИРХА КИСВА КИСТЬ КИТАЙСКИЕ СОСУДЫ КИТА КИТАБХАНЕ КИТАЙЩИНА КИТЧ КЛАДКА КЛАССИКА КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК КЛАФТ КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ КЛЕЙМО КЛЕЙМО иконное КЛЕТЬ КЛИРОС КЛИШЕ КЛУАЗОНЕ КЛУАЗОНИЗМ КЛУАТР КНИГА КНИЖНЫЙ ЗНАК КОВЁР КОВКА КОВЧЕГ КОВШ КОДЕКС КОКОШНИК КОКОШНИК архитектурный КОЛЛАЖ КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЯ КОЛОННА КОЛОННАДА КОЛОРИТ КОЛОСС КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР КОМИКС КОМИЧЕСКОЕ КОМПЛЮВИЙ КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР КОМПОЗИЦИЯ КОМПОНОВКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС КОНГРЕВ КОНДО КОНЁК КОНКУРС КОНСЕРВАЦИЯ КОНСОЛЬ КОНСТАНТНОСТЬ КОНСТРУКТИВИЗМ КОНТРАКЦИЯ КОНТРАПОСТ КОНТРАСТ КОНТРНАЛИЧНИК КОНТРРЕЛЬЕФ КОНТРТИТУЛ КОНТРФОРС КОНТУР КОНХА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО КОНЦОВКА КОПИРОВАНИЕ КОПИЯ КОРА КОРАБЛЬ КОРИНФСКАЯ БАЗА КОРИНФСКАЯ КАПИТЕЛЬ КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРНПАПИР КОРОНА КОРОПЛАСТИКА КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕК­ЦИЯ КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЧАГА КОСА КОСОДЭ КОСТУМБРИЗМ КОСТЮМ КОСТЯНОЙ ФАРФОР КОШМА КРАББ КРАКЕЛЮР КРАКЛЕ КРАСКИ КРАСНАЯ ЛИНИЯ КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ КРАСОТА КРАТЕР КРЕМЛЬ КРЕПОСТЬ КРЕСТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВЫЙ СВОД КРЕСТОЦВЕТ КРЕСТЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КРЕЩАЛЬНЯ КРЕЩАТЫЙ СВОД КРИПТА КРИТИКА КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КРОКИ КРОМЛЕХ КРОНШТЕЙН КРОЮЩИЕ КРАСКИ КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА КРУЖЕВО КРЫЛЬЦО КРЫША КСИЛОГРАФИЯ КСУР КТИТОР КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА КУББА КУБИЗМ КУБОК КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР КУЛИСЫ КУМАНЕЦ КУМГАН КУНДАЛЬ КУПЕЛЬ КУПОЛ КУПОЛЬНЫЙ СВОД КУРА КУРАНТ КУРВАТУРА КУРГАН КУРДОНЁР КУРИЛЬНИЦА КУРИЯ КУРОС КУРТИНА КУФИ КУХНИ КЫРМА КЬЯРОСКУРО КЭСЫ

версия для печати