Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
КОНСТРУКТИВИЗМ


(от лат.
constructio построение), направление в советском искусстве 1920-х гг., возникшее перед революцией 1917 г в рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн. С 1921 г., ког­да была создана рабочая группа конструктивистов (А. М. Ган, К. К. Медунецкий, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, В. А. и Г. А. Стенберги), К. активно проявился в архи­тектуре, дизайне, в оформитель­ском и театральном искусстве, в жи­вописи и графике, искусстве книги и плакате, в архитектурной и художественной теории. В первые годы советской власти К. формируется в тесном взаимодействии твор­чества архитекторов и дизайнеров с левыми течениями в изобразительном искусстве (супрематизм, кубизм, футуризм). Формально-эстетические поиски К. С. Малевича, В. Е. Татли­на, Л. М. Лисицкого, А. М. Родченко возникли на стыке живописи, ар­хитектуры и дизайна.

Приверженцы К. стремились к ре­волюционному переустройству жиз­ни, конструированию среды обще­ственного бытия, выдвинув лозунг производственного искусства и внед­рения его в жизнь и быт, провозгла­сили новые эстетические идеалы про­стоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира. Преклоняясь перед возможностями новой техники, конструктивисты изучали и пропагандировали эстети­ческие особенности таких материа­лов, как металл, стекло, бетон, дерево.

Принципы функциональности, современности, лаконичной выразительности предмета, удобства его для массового машинного производ­ства, сформулированные теоретика­ми производственного искусства (О. М. Брик, А. М. Ган, Н. М. Тарабукин), дали толчок развитию дизай­на художественного конструи­рования нового типа мебели (А. М. Родченко, братья В. А., Л. А., А. А. Веснины), арматуры, посуды (А. М. Родченко, А. М. Ган), создания новых тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова), рабочей одежды (В. Е. Татлин, В. Ф. Степанова). К. сыграл большую роль в развитии плаката (фотомонтажи братьев В. А. и Г. А. Стенбергов, Г. Г. Клуциса), конструирования книги (рабо­ты А. М. Гана и Л. М. Лисицкого). Театральные постановки конструкти­вистов это «станки» для работы ак­теров (конструкции А. А. Веснина, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой для постановок В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова). Идеи К. были вопло­щены в графике и живописи 1920-х гг. представителями творче­ского объединения ОСТ (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов).

Творческие концепции К. в ар­хитектуре утверждали функциональ­ность, конструктивность, технологи­ческую целесообразность архитектур­ной формы. Эти принципы были ре­ализованы в теории и практике брать­ев Весниных, М. Я. Гинзбурга, К. С. Мельникова, И. А. Голосова, И. И. Леонидова, А. С. Никольского. В 1925 г. была создана творческая ор­ганизация ОСА, представители кото­рой разрабатывали функциональный метод проектирования зданий и гра­достроительных комплексов, внедря­ли новые принципы планировки и переустройства поселков, городов, промышленных объектов, рабочих поселков, общественных и культур ных сооружений (дворцы труда, дома Советов, дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни). Если в пер­вых сооружениях конструктиви­стов преобладал массив стен, то к нач. 1930-х гг. стекло стало заменять стены, крыши сооружались плоскими, асимметричная композиция зда­ний развертывалась по горизонтали. Общественное признание получили многие сооружения конструктиви­стов: дом К. С. Мельникова в Москве (1927—1929); постройки братьев Весниных Дворец культуры ЗИЛ в Москве (1930—1934) и Днепрогэс (1932); драматический театр в Ростове-на-Дону (1930—1935, архитекто­ры В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). На рубеже 1920—1930-х гг. наметился разрыв между творческими идеями К. и возможностями их реализации, что вело к засилью однообразных упро­щенных построек и изделий. Посте­пенно оживлялись течения в архитек­туре и декоративном искусстве, ко­торые ориентировались на использо­вание наследия прошлого. Функционализм и сугубая утилитарность ар­хитектуры К. подвергались жестокой критике. К сер. 1930-х гг. К. уступа­ет место неотрадиционализму («про­летарской классике»).

Идеи К., вызревавшие в предре­волюционных направлениях русско­го авангарда, несли черты социаль­ной утопии: тотальное художествен­ное проектирование новой среды мыслилось как революция в обще­ственном бытии и сознании людей. Сходные направления проявились в культуре Германии, Нидерландов, Польши, Чехословакии. В западной литературе понятие К. приобрело широкий смысл. в него включаются все проявления эстетики техницизма: геометрическая абстракция, оп-арт, кинетическое искусство, минимальное искусство.

КААБА КАБЛУЧОК КАВЕДИУМ КАДИЛО КАДИЛО КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ КАКЭМОНО КАЛА КАЛАМ КАЛАМДАН КАЛАМКАР КАЛЕБАС КАЛЛИГРАФИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ КАЛЬКА КАЛЬКИРОВАНИЕ КАЛЬЯН КАМЕННАЯ МАССА КАМЕННЫЕ БАБЫ КАМЕРА-ОБСКУРА КАМЕЯ КАМНЕРЕЗНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОМЫСЛЫ КАМПАНИЛА КАНАТИКИ КАНДЕЛЯБР КАНИТЕЛЬ КАННЕЛЮРЫ КАНО КАНОН КАНОПА КАНСИЦУ КАНФАР КАНФАРЕНИЕ КАПЕЛЛА КАПЕЛЬКИ КАПИТЕЛЬ КАРАВАДЖИЗМ КАРА-Ё КАРАВАН-САРАЙ КАРАНДАШ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА КАРАС КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА КАРИАТИДА КАРИКАТУРА КАРКАС КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАРНАЦИЯ КАРНИЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ­НИЕ КАРТИНА КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ КАРТОН КАРТУШ КАСБА КАСКАД КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ КАССЕТЫ КАССОНЕ КАТАКОМБА КАТАЛОГ КАФЕДРА КАФЕЛЬ КАЧАЛКА КАШИ КАШИН КАШКУЛЬ КВАДР КВАДРИГА КВАДРИФОЛИЙ КВАРТАЛ КВАСНИК КВАТРОЧЕНТО КЕНОТАФ КЕРАМИКА КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ КЕРОПЛАСТИКА КЕРУБ КЕССОНЫ КЁШК КИАФ КИВОРИЙ КИВОТ КИЛИК КИЛИМ КИМАТИЙ КИМОНО КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИОТ КИПСЕК КИРИКАНЭ КИРПИЧНАЯ ГОТИКА КИРХА КИСВА КИСТЬ КИТАЙСКИЕ СОСУДЫ КИТА КИТАБХАНЕ КИТАЙЩИНА КИТЧ КЛАДКА КЛАССИКА КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК КЛАФТ КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ КЛЕЙМО КЛЕЙМО иконное КЛЕТЬ КЛИРОС КЛИШЕ КЛУАЗОНЕ КЛУАЗОНИЗМ КЛУАТР КНИГА КНИЖНЫЙ ЗНАК КОВЁР КОВКА КОВЧЕГ КОВШ КОДЕКС КОКОШНИК КОКОШНИК архитектурный КОЛЛАЖ КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЯ КОЛОННА КОЛОННАДА КОЛОРИТ КОЛОСС КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР КОМИКС КОМИЧЕСКОЕ КОМПЛЮВИЙ КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР КОМПОЗИЦИЯ КОМПОНОВКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС КОНГРЕВ КОНДО КОНЁК КОНКУРС КОНСЕРВАЦИЯ КОНСОЛЬ КОНСТАНТНОСТЬ КОНСТРУКТИВИЗМ КОНТРАКЦИЯ КОНТРАПОСТ КОНТРАСТ КОНТРНАЛИЧНИК КОНТРРЕЛЬЕФ КОНТРТИТУЛ КОНТРФОРС КОНТУР КОНХА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО КОНЦОВКА КОПИРОВАНИЕ КОПИЯ КОРА КОРАБЛЬ КОРИНФСКАЯ БАЗА КОРИНФСКАЯ КАПИТЕЛЬ КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРНПАПИР КОРОНА КОРОПЛАСТИКА КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕК­ЦИЯ КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЧАГА КОСА КОСОДЭ КОСТУМБРИЗМ КОСТЮМ КОСТЯНОЙ ФАРФОР КОШМА КРАББ КРАКЕЛЮР КРАКЛЕ КРАСКИ КРАСНАЯ ЛИНИЯ КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ КРАСОТА КРАТЕР КРЕМЛЬ КРЕПОСТЬ КРЕСТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВЫЙ СВОД КРЕСТОЦВЕТ КРЕСТЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КРЕЩАЛЬНЯ КРЕЩАТЫЙ СВОД КРИПТА КРИТИКА КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КРОКИ КРОМЛЕХ КРОНШТЕЙН КРОЮЩИЕ КРАСКИ КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА КРУЖЕВО КРЫЛЬЦО КРЫША КСИЛОГРАФИЯ КСУР КТИТОР КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА КУББА КУБИЗМ КУБОК КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР КУЛИСЫ КУМАНЕЦ КУМГАН КУНДАЛЬ КУПЕЛЬ КУПОЛ КУПОЛЬНЫЙ СВОД КУРА КУРАНТ КУРВАТУРА КУРГАН КУРДОНЁР КУРИЛЬНИЦА КУРИЯ КУРОС КУРТИНА КУФИ КУХНИ КЫРМА КЬЯРОСКУРО КЭСЫ

версия для печати