Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
КОВЁР

 
художес­твенное текстильное изделие, пред­назначенное как для украшения ин­терьера, так и для его тепловой изо­ляции. В народном декоративно-при­кладном искусстве К. имеет многовековые традиции. К. обычно бывают прямоугольной формы, с орнамен­том в центре и с обрамляющей кай­мой. Среди тканых К. различают вор­совые ковры и безворсовые ковры (килимы, паласы, шпалеры и др.). Основа К. обычно делается из хлоп­чатобумажных или льняных нитей, а уток, за счет которого формируется рисунок, из более дорогой пря­жи шерсти или шелка. На нитях основы завязываются узелки шерстя­ной пряжи, концы которых продер­гиваются наружу, образуя пушистый ворс. Переплетение нитей К. бывает различным: как и рисунок, оно отве­чает национальным традициям каж­дого региона. К. могут быть вышиты­ми, вязаными и сшитыми из меховых шкур (у народов Севера). К простей­шим ковровым изделиям относятся циновки и войлочные валяные кошмы. В сер. 19 в. появились К., изго­товленные на механических станках. Возникновение К. относится к глу­бокой древности (Вавилония, Асси­рия, Мидия); они были широко рас­пространены у кочевых народов, т. к. составляли основу их переносного жилища. Наиболее древние сохранив­шиеся  ворсовые К. были найдены в курганах Горного Алтая и датируются сер. I тыс. до н. э.

Крупными производителями явля­ются страны Передней Азии, Сред­него Востока и Кавказа. Знамениты персидские и туркменские К. До на­стоящего времени сохранились круп­ные центры традиционного ручного ковроделия в Азербайджане, Арме­нии, Дагестане, Иране, Индии, Ки­тае, Сев. Африке. Безворсовые гладкие К. ткутся в Польше, на Ук­раине, в Молдавии, России, на Кав­казе, в Болгарии, Турции, Иране, Индии, Центр. Азии.

В Европе профессиональное ков­роткачество началось в 12 в. во Франции, Фландрии, с 17 в. также в России: безворсовые сюжетные К. (шпалеры, гобелены), а с 17 в.ворсовые К. мануфактуры Савонри в Париже. В истории ковроткачества особенно знамениты серии шпалер «Анжерский апокалипсис» (ок. 1380, вытканы в парижской мастерской Никола Батайля), «Дама с единоро­гом» (рубеж 15—16 вв., относится к типу «мильфлёр» с фоном, укра­шенным сплошь «тясячей цветов»), «Деяния апостолов» (нач. 16 в., се­рия выткана в Брюсселе по картонам Рафаэля для Ватикана). Прославлен­ная парижская мануфактура Гобеле­нов (учреждена в 1662 г. как Коро­левская), мануфактуры в Бове и Обюссоне по картонам Шарля Лебрена, Франсуа Буше, Жана Батиста Удри ткали в 17—18 вв. шпалеры с мифологическими, историческими, пасторальными, охотничьими сцена­ми, пейзажами («вердюрами»), фла­мандское ковроделие 17 в. выделяет­ся сериями шпалер по картонам П. П. Рубенса.

В 1717 г. основана шпалерная ма­нуфактура в Петербурге (одна из пер­вых шпалер «Полтавская баталия» по картонам Луи Каравака). Расцвет деятельности мануфактуры относит­ся ко 2-й пол. 18 — нач. 19 в. С развитием машинного производства К. в 19 в. художественный уровень ковроделия резко упал. Возрождение традиций ковроткачества началось в 1930—1940-х гг. во Франции (снача­ла в мастерских Обюссона) благода­ря Жану Люрса и другим художни­кам, создававшим картоны для гобе­ленов (Анри Матисс, Фернан Леже, Жан Пикар ле Ду); в 1960-х гг. ковроделие обогащается новыми метода­ми и фактурными возможностями. пространственные К.; новые системы переплетений и новые материалы, ажур, аппликация, коллаж, изменчи­вость цвета и т. д. См. также Русское народное ковроделие.
КААБА КАБЛУЧОК КАВЕДИУМ КАДИЛО КАДИЛО КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ КАКЭМОНО КАЛА КАЛАМ КАЛАМДАН КАЛАМКАР КАЛЕБАС КАЛЛИГРАФИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ КАЛЬКА КАЛЬКИРОВАНИЕ КАЛЬЯН КАМЕННАЯ МАССА КАМЕННЫЕ БАБЫ КАМЕРА-ОБСКУРА КАМЕЯ КАМНЕРЕЗНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОМЫСЛЫ КАМПАНИЛА КАНАТИКИ КАНДЕЛЯБР КАНИТЕЛЬ КАННЕЛЮРЫ КАНО КАНОН КАНОПА КАНСИЦУ КАНФАР КАНФАРЕНИЕ КАПЕЛЛА КАПЕЛЬКИ КАПИТЕЛЬ КАРАВАДЖИЗМ КАРА-Ё КАРАВАН-САРАЙ КАРАНДАШ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА КАРАС КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА КАРИАТИДА КАРИКАТУРА КАРКАС КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАРНАЦИЯ КАРНИЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ­НИЕ КАРТИНА КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ КАРТОН КАРТУШ КАСБА КАСКАД КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ КАССЕТЫ КАССОНЕ КАТАКОМБА КАТАЛОГ КАФЕДРА КАФЕЛЬ КАЧАЛКА КАШИ КАШИН КАШКУЛЬ КВАДР КВАДРИГА КВАДРИФОЛИЙ КВАРТАЛ КВАСНИК КВАТРОЧЕНТО КЕНОТАФ КЕРАМИКА КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ КЕРОПЛАСТИКА КЕРУБ КЕССОНЫ КЁШК КИАФ КИВОРИЙ КИВОТ КИЛИК КИЛИМ КИМАТИЙ КИМОНО КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИОТ КИПСЕК КИРИКАНЭ КИРПИЧНАЯ ГОТИКА КИРХА КИСВА КИСТЬ КИТАЙСКИЕ СОСУДЫ КИТА КИТАБХАНЕ КИТАЙЩИНА КИТЧ КЛАДКА КЛАССИКА КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК КЛАФТ КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ КЛЕЙМО КЛЕЙМО иконное КЛЕТЬ КЛИРОС КЛИШЕ КЛУАЗОНЕ КЛУАЗОНИЗМ КЛУАТР КНИГА КНИЖНЫЙ ЗНАК КОВЁР КОВКА КОВЧЕГ КОВШ КОДЕКС КОКОШНИК КОКОШНИК архитектурный КОЛЛАЖ КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЯ КОЛОННА КОЛОННАДА КОЛОРИТ КОЛОСС КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР КОМИКС КОМИЧЕСКОЕ КОМПЛЮВИЙ КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР КОМПОЗИЦИЯ КОМПОНОВКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС КОНГРЕВ КОНДО КОНЁК КОНКУРС КОНСЕРВАЦИЯ КОНСОЛЬ КОНСТАНТНОСТЬ КОНСТРУКТИВИЗМ КОНТРАКЦИЯ КОНТРАПОСТ КОНТРАСТ КОНТРНАЛИЧНИК КОНТРРЕЛЬЕФ КОНТРТИТУЛ КОНТРФОРС КОНТУР КОНХА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО КОНЦОВКА КОПИРОВАНИЕ КОПИЯ КОРА КОРАБЛЬ КОРИНФСКАЯ БАЗА КОРИНФСКАЯ КАПИТЕЛЬ КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРНПАПИР КОРОНА КОРОПЛАСТИКА КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕК­ЦИЯ КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЧАГА КОСА КОСОДЭ КОСТУМБРИЗМ КОСТЮМ КОСТЯНОЙ ФАРФОР КОШМА КРАББ КРАКЕЛЮР КРАКЛЕ КРАСКИ КРАСНАЯ ЛИНИЯ КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ КРАСОТА КРАТЕР КРЕМЛЬ КРЕПОСТЬ КРЕСТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВЫЙ СВОД КРЕСТОЦВЕТ КРЕСТЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КРЕЩАЛЬНЯ КРЕЩАТЫЙ СВОД КРИПТА КРИТИКА КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КРОКИ КРОМЛЕХ КРОНШТЕЙН КРОЮЩИЕ КРАСКИ КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА КРУЖЕВО КРЫЛЬЦО КРЫША КСИЛОГРАФИЯ КСУР КТИТОР КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА КУББА КУБИЗМ КУБОК КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР КУЛИСЫ КУМАНЕЦ КУМГАН КУНДАЛЬ КУПЕЛЬ КУПОЛ КУПОЛЬНЫЙ СВОД КУРА КУРАНТ КУРВАТУРА КУРГАН КУРДОНЁР КУРИЛЬНИЦА КУРИЯ КУРОС КУРТИНА КУФИ КУХНИ КЫРМА КЬЯРОСКУРО КЭСЫ

версия для печати