Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
КАРИКАТУРА


(ит.caricatura, от
caricare — нагружать, преувеличи­вать) жанр изобразительного ис­кусства, использующий средства са­тиры и юмора, гротеска, шаржа и художественной гиперболы. К.изображение, в котором сатириче­ский и комический эффекты наме­ренно создаются преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями, упо­доблениями, метафорами, соединени­ем реального и фантастического. Ос­новная форма К. газетно-журналь ная графика, но она представлена так­же в сатирической живописи и мел­кой пластике, в плакате и даже в монументальной живописи. Расцвет К. обычно совпадает с крупными общественными событиями, с борьбой социально-политических сил. Зарож­дение К. восходит к античной куль­туре, но становление жанра К. отно­сится ко времени крестьянской вой­ны в Германии (1524—1526), рево­люций 16—18 вв. в Нидерландах, Англии и Франции; в «летучих ли­стках», народных картинках этого времени прослеживается связь К. с фольклором, лубком, что возрожда­лось и позже в К. времени военных конфликтов и революций. Эстетиче­ская ценность К. впервые опреде­лилась в Англии 18 — нач. 19 в. (Уильям Хогарт, Джеймс Гилрей, Томас Роулендсон), затем в пору наполеоновских войн в России (И. И. Теребенев, А. Г. Венецианов, И. А. Иванов) и в Испании, где Франсиско Гойя создал шедевры сатири­ческого гротеска. В 19 в. во Фран­ции Оноре Домье, Поль Гаварни, Изидор  Гранвиль,  в  России Н. А.Степанов, П. М. Шмельков, А. И. Лебедев запечатлели в язвитель­ных портретных шаржах, бытовых и политических К. множество обоб­щенных социальных типов своей эпо­хи. В нач. 20 в. эту традицию разви­ли карикатуристы журналов «Симплициссимус» (Германия, основан в 1896 г., Олаф Гульбрансон, Томас Теодор Хайне), в России «Сати­рикон» (1908—1914) и «Новый Са­тирикон» (1913—1918), авторы поли­тических К. в революционных жур­налах 1905—1907 гг. (Е. Е. Лансере, В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин). После 1917 г. в России развивалась советская К. (Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, В. В. Маяковский, И. А. Малютин, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты), в 1920—1930-х гг. и в годы вто­рой мировой войны ведущую роль играла К., направленная против со­циальной несправедливости и фашиз­ма (в США Уильям Гроппер, Фред Эллис, в Германии Жорж Гросс, Генрих Цилле, в Англии Дейвид Ло, во Франции Жан Эффель, в Болга­рии Илия Бешков, в СССР Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, А. М. Канев­ский, В. Н. Горяев, Л. В. Сойфертис). В 1980-х нач. 1990-х гг. объектами К. стали догматизм, во­люнтаризм и господство стереотипов, свойственные ушедшему тоталитар­ному режиму (сатирический плакат, журнально-газетная К.).

КААБА КАБЛУЧОК КАВЕДИУМ КАДИЛО КАДИЛО КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ КАКЭМОНО КАЛА КАЛАМ КАЛАМДАН КАЛАМКАР КАЛЕБАС КАЛЛИГРАФИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ КАЛЬКА КАЛЬКИРОВАНИЕ КАЛЬЯН КАМЕННАЯ МАССА КАМЕННЫЕ БАБЫ КАМЕРА-ОБСКУРА КАМЕЯ КАМНЕРЕЗНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОМЫСЛЫ КАМПАНИЛА КАНАТИКИ КАНДЕЛЯБР КАНИТЕЛЬ КАННЕЛЮРЫ КАНО КАНОН КАНОПА КАНСИЦУ КАНФАР КАНФАРЕНИЕ КАПЕЛЛА КАПЕЛЬКИ КАПИТЕЛЬ КАРАВАДЖИЗМ КАРА-Ё КАРАВАН-САРАЙ КАРАНДАШ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА КАРАС КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА КАРИАТИДА КАРИКАТУРА КАРКАС КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАРНАЦИЯ КАРНИЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ­НИЕ КАРТИНА КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ КАРТОН КАРТУШ КАСБА КАСКАД КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ КАССЕТЫ КАССОНЕ КАТАКОМБА КАТАЛОГ КАФЕДРА КАФЕЛЬ КАЧАЛКА КАШИ КАШИН КАШКУЛЬ КВАДР КВАДРИГА КВАДРИФОЛИЙ КВАРТАЛ КВАСНИК КВАТРОЧЕНТО КЕНОТАФ КЕРАМИКА КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ КЕРОПЛАСТИКА КЕРУБ КЕССОНЫ КЁШК КИАФ КИВОРИЙ КИВОТ КИЛИК КИЛИМ КИМАТИЙ КИМОНО КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИОТ КИПСЕК КИРИКАНЭ КИРПИЧНАЯ ГОТИКА КИРХА КИСВА КИСТЬ КИТАЙСКИЕ СОСУДЫ КИТА КИТАБХАНЕ КИТАЙЩИНА КИТЧ КЛАДКА КЛАССИКА КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК КЛАФТ КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ КЛЕЙМО КЛЕЙМО иконное КЛЕТЬ КЛИРОС КЛИШЕ КЛУАЗОНЕ КЛУАЗОНИЗМ КЛУАТР КНИГА КНИЖНЫЙ ЗНАК КОВЁР КОВКА КОВЧЕГ КОВШ КОДЕКС КОКОШНИК КОКОШНИК архитектурный КОЛЛАЖ КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЯ КОЛОННА КОЛОННАДА КОЛОРИТ КОЛОСС КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР КОМИКС КОМИЧЕСКОЕ КОМПЛЮВИЙ КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР КОМПОЗИЦИЯ КОМПОНОВКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС КОНГРЕВ КОНДО КОНЁК КОНКУРС КОНСЕРВАЦИЯ КОНСОЛЬ КОНСТАНТНОСТЬ КОНСТРУКТИВИЗМ КОНТРАКЦИЯ КОНТРАПОСТ КОНТРАСТ КОНТРНАЛИЧНИК КОНТРРЕЛЬЕФ КОНТРТИТУЛ КОНТРФОРС КОНТУР КОНХА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО КОНЦОВКА КОПИРОВАНИЕ КОПИЯ КОРА КОРАБЛЬ КОРИНФСКАЯ БАЗА КОРИНФСКАЯ КАПИТЕЛЬ КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРНПАПИР КОРОНА КОРОПЛАСТИКА КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕК­ЦИЯ КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЧАГА КОСА КОСОДЭ КОСТУМБРИЗМ КОСТЮМ КОСТЯНОЙ ФАРФОР КОШМА КРАББ КРАКЕЛЮР КРАКЛЕ КРАСКИ КРАСНАЯ ЛИНИЯ КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ КРАСОТА КРАТЕР КРЕМЛЬ КРЕПОСТЬ КРЕСТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВЫЙ СВОД КРЕСТОЦВЕТ КРЕСТЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КРЕЩАЛЬНЯ КРЕЩАТЫЙ СВОД КРИПТА КРИТИКА КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КРОКИ КРОМЛЕХ КРОНШТЕЙН КРОЮЩИЕ КРАСКИ КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА КРУЖЕВО КРЫЛЬЦО КРЫША КСИЛОГРАФИЯ КСУР КТИТОР КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА КУББА КУБИЗМ КУБОК КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР КУЛИСЫ КУМАНЕЦ КУМГАН КУНДАЛЬ КУПЕЛЬ КУПОЛ КУПОЛЬНЫЙ СВОД КУРА КУРАНТ КУРВАТУРА КУРГАН КУРДОНЁР КУРИЛЬНИЦА КУРИЯ КУРОС КУРТИНА КУФИ КУХНИ КЫРМА КЬЯРОСКУРО КЭСЫ

версия для печати