Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО


 —
раздел пластических искусств, возникших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: таковы живопись, скульптура, графика. Чер­ты изобразительности могут быть в архитектуре и декоративно-при­кладном искусстве, их произведения пространственны и воспринимаются зрением, но их только условно иног­да относят к И. и.

В основе И. и. лежит целостный образ предметного мира, в том числе самого человека. Хотя И. и. так или иначе воспроизводит визуально на­блюдаемые, объективно существую­щие качества реального мира (объ­ем, цвет, пространство, формы пред­метов и световоздушную среду), оно не является фиксацией непосред­ственного зрительного восприятия. Художник создает художественный образ даже тогда, когда он только точно воспроизводит главные черты оригинала. Созидание является в И. и. непременным условием воспро­изведения действительности, мимезиса. Поскольку созидающая сила И. и. является одной из разновидностей бесконечной творческой мощи самой действительности, то в произведени­ях И. и. природа получает возмож­ность созерцать саму себя.

В отличие от других видов ис­кусств (литературы, музыки, театра, кино) И. и. является по преимущест­ву искусством пространственным и потому ограничено в своей возмож­ности воспроизведения времени и связанного с ним временного разви­тия действия. Тем не менее И. и. тоже способно воспроизводить временное развитие событий присущими ему средствами. Выход за границы спе­цифики И. и. влечет за собой ослаб­ление творческой силы, впадение в литературность, некое подобие мон­тажа, свойственного кино, и т. д.

Воссоздавая прекрасное, драмати­ческое или трагическое мгновение жизни, И. и. ближе к идеалу живой реальности или, говоря словами Дид­ро, сердцу природы. Изображение посредством чувственного облика вещей и самого человека зримых черт эпохи раскрывает внутреннюю при­роду явлений, духовную жизнь от­дельных людей и времени в целом. Однако содержание И. и. качествен­но отлично от иллюстрации полити­ческих, философских, религиозных, эстетических и этических идей. Ху­дожественная идея произведений И. и. адекватно может быть передана только присущими ему изобразитель­ными средствами.

К свойственным И. и. художе­ственным средствам относятся рису­нок, цвет. пластика, светотень. В различных видах И. и. эти художе­ственные средства применяются в разной степени и разном соотноше­нии.

ИВАН ИГЛА ИГРУШКА ИДЕАЛ ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙНОСТЬ ИДЕОГРАММА ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДОЛ ИЕРАТИЗМ ИЕРОГЛИФ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АБСТ­РАКЦИОНИЗМ ИЗБА ИЗВАЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИЗОГРАФ ИЗОКЕФАЛИЯ ИЗРАЗЦЫ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИКОНОГРАФИЯ ИКОНОЛОГИЯ ИКОНОПИСЬ ИКОНОСТАС ИКЭБАНА ИЛЛЮЗИОНИЗМ ИЛЛЮЗИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЛЛЮМИНАЦИЯ ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИМАМЗАДЕ ИМИДЖ ИМПЛЮВИЙ ИМПОСТ ИМПРЕССИОНИЗМ ИМПРИМАТУРА ИНДЕКС ИНДИХЕНИЗМ ИНИЦИАЛ ИНКАРНАТ ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ИНКРУСТАЦИЯ ИНКРУСТАЦИЯ ИНОКОПЬ ИНКУНАБУЛА ИНРО ИНСИГНИИ ИНСТАЛЛЯЦИЯ ИНСУЛА ИНТАЛИЯ ИНТАРСИЯ ИНТЕРКОЛУМНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИНТЕРЬЕР ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО ИНЬ-ЯН ИОНИК ИОНИЧЕСКАЯ БАЗА ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР ИПОСТАСЬ ИРИЗАЦИЯ ИРИМОЯ ИРОНИЯ ИСКУССТВО ЗЕМЛИ ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСЛИМИ ИСОКЕФАЛИЯ ИСТОРИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ИТАЛЬЯНСКАЯ АКВАРЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ

версия для печати