Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ГРОТЕСК


(фр.
grotesque, от древне-римских гротесков) тип художе­ственной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасно­го и безобразного, трагического и комического. Сфера Г. в искусстве включает многозначные образы, со­зданные фантазией художника, в ко­торых жизнь получает сложное, про­тиворечивое преломление. Гротеск­ные художественные образы не до­пускают ни их буквального толкова­ния, ни их однозначной расшифров­ки, сохраняя черты загадочности и непостижимости. Черты гротескного образного мышления встречаются в искусстве древности в греческой вазописи и мелкой пластике, в римских орнаментальных росписях (дав­ших название явлению Г.). Ярчайшее воплощение стихия Г. получила в искусстве средних веков (орнаменти­ка звериного стиля, рельефы на ка­пителях и химеры соборов, рисунки на полях рукописей), в мощных сло­ях народной культуры, отразившей богатство фольклорной фантазии. Мастера эпохи Возрождения, сохра­нившие средневековое пристрастие к гротескным причудам воображения (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер), сделали Г. красно­речивым средством выражения мо­ральных и социальных взглядов сво­его переломного времени. Жак Калло, Франсиско Гойя, Оноре Домье в 17—19 вв. использовали Г, как сред­ство остро драматического воплоще­ния зловещих и страшных образов современных социальных сил. Вой­ны, революции, политические катак­лизмы 20 в. вызвали новую волну гротескной сатиры и обличения «страшного мира» (Жорж Гросс, Отто Дикс в Германии, Джеймс Энсор в Бельгии, Бен Шан в США, Кукрыниксы в России); гротескное истолкование фантастических стран­ностей современной жизни нашло отражение, напр., в работах Марка Шагала, во Франции Жоржа Руо, в Мексике Хосе Клементе Ороско; методы Г. использовались многими представителями дадаизма и сюрре­ализма, представлявшими мир пара­доксальным сочетанием чудовищных, абсурдных, пугающих образов.

ГАВИТ ГАЖА ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР ГАЛЕРЕИ ЖИВОПИСИ ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРИСТ ГАЛЛЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ ГАММА ГАНЖИР ГАНОСИС ГАНЧ ГАРБХА-ГРИХА ГАРГУЛЬЯ ГАРМОНИЯ ГАРНИТУР ГАРНИТУРА ГВИРГВИНИ ГЕЗАМТКУНСТВЕРК ГЕЛИОГРАВЮРА ГЕММА ГЕНИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНА­МЕНТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГЕРАЛЬДИКА ГЕРБ ГЕРМА ГЕРОИЧЕСКОЕ ГЕШТАЛЬТ ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ГИГАКУ ГИДРИЯ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ ГИПЕРРЕАЛИЗМ ГИПОСТИЛЬ ГИПОТРАХЕЛИЙ ГИППОДАМОВА СИСТЕМА ГИППОКАМП ГИПСЫ ГИПЮР ГИРИХ ГИРЛЯНДА ГЛАВА ГЛАВНАЯ TОЧКA СХОДА ГЛАДИЛКА ГЛАЗУРЬ ГЛАСИС ГЛИПТИКА ГЛИПТОТЕКА ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ГЛУХАЯ РЕЗЬБА ГОБЕЛЕН ГОЛОГРАФИЯ ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОПУРАМ ГОРГОНЕЙОН ГОРЕЛЬЕФ ГОРИЗОНТ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ГОРОД-САД ГОРОД-СПУТНИК ГОСТИНЫЙ ДВОР ГОТИКА ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОХУА ГРАБШТИХЕЛЬ ГРАВЁР ГРАВИРОВАНИЕ ГРАВЮРА ГРАВЮРА НА КАМНЕ ГРАДАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬ­ТУРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГРАНИЛЬНИК ГРАТТАЖ ГРАТУАР ГРАФИКА ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ ГРАФИЧНОСТЬ ГРАФФИТИ ГРАФФИТИЗМ ГРАФФИТО ГРАФЬЯ ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ ГРИДНИЦА ГРИЗАЙЛЬ ГРИФЕЛЬ ГРИФОН ГРИФОНАЖ ГРОБНИЦА ГРОТ ГРОТЕСК ГРОТЕСКИ ГРУНТ ГРУНТОВКА ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ГУАШЬ ГУЛЬБИЩЕ ГУЛЬДАСТА ГУМБАД ГУН-БИ ГУРТ ГУРХАНА ГУСЁК ГУТНОЕ СТЕКЛО ГУТТЫ ГЭР ГЮЛИСТАН

версия для печати