Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ГОТИКА


(итал.
gotico, букв. «гот­ский», т. е. «варварский», связанный с германским племенем готов)художественный стиль, возникший в сер. 12 в. во Франции и распространившийся в Зап., Центр, и частично в Вост. Европе. Г. завершила разви­тие целого этапа европейского сред­невекового искусства. Сменив романский стиль, Г. унаследовала и во многом развила религиозно-культо­вый иерархический характер, иррационализм и символико-аллегорический тип мышления, присущие куль­туре феодальной эпохи. Вместе с тем Г. развивалась в новых условиях фор­мирования национальных государств, стремительного роста городов и бур­ного развития городской жизни, тор­говли и ремесел. Центром культур­ной и общественной жизни и искус­ства Г. стал городской собор (во Франции Нотр-Дам в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре; в Германии в Кёльне, Ульме; в Англии Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Кен­тербери). Каркасная система готиче­ской архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы, боковой рас­пор высоких крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позво­лила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Гиган­тские ажурные башни, стрельчатые окна и порталы, многочисленные изящно изогнутые статуи, ажурные декоративные детали все подчи­нено единому стремлению ввысь, к Богу. Интенсивно развивалась, осо­бенно в период поздней готики, го­родская гражданская архитектура (бо­гато украшенные ажурным декором ратуши, торговые ряды, городские башни, жилые дома).

В скульптуре, витражах, живо­писных и резных алтарях, красоч­ных миниатюрах, изощренных по мастерству декоративных изделиях (слоновая кость, серебро, эмали, шпа­леры, резная мебель) ярко выражены особенности искусства Г.. органичес­кая связь с архитектурой (как фаса­дом, так и интерьером), сложность и ритмическое богатство композиции, одухотворенность и возвышенный спиритуализм образов. Поздняя Г. вместе с усложнением и подчеркну­тым вертикализмом декора (пламене­ющая Г.. «перпендикулярный стиль») вносит в искусство новые черты ин­дивидуальности (искусство переста­ет быть анонимным), большей интим­ности и светской нарядности (харак­терно распространение капелл и при­ходских, в т. ч. зальных церквей), искусство обогащается лирическими эмоциями и драматизмом пережива­ний, растет интерес к реальному миру, к портрету, пейзажу и интерь­еру. К исходу готической эпохи уси­ливается дифференциация региональ­ных школ (северная, в т. ч. кирпич­ная готика, итальянская, английская и т. д.). В 15—16 вв. Г. сменяется искусством Возрождения, но ее чер­ты долго удерживаются в архитекту­ре Англии, Германии; романтизм возродил интерес к готической куль­туре (псевдоготика, неоготика).

ГАВИТ ГАЖА ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР ГАЛЕРЕИ ЖИВОПИСИ ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРИСТ ГАЛЛЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ ГАММА ГАНЖИР ГАНОСИС ГАНЧ ГАРБХА-ГРИХА ГАРГУЛЬЯ ГАРМОНИЯ ГАРНИТУР ГАРНИТУРА ГВИРГВИНИ ГЕЗАМТКУНСТВЕРК ГЕЛИОГРАВЮРА ГЕММА ГЕНИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНА­МЕНТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГЕРАЛЬДИКА ГЕРБ ГЕРМА ГЕРОИЧЕСКОЕ ГЕШТАЛЬТ ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ГИГАКУ ГИДРИЯ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ ГИПЕРРЕАЛИЗМ ГИПОСТИЛЬ ГИПОТРАХЕЛИЙ ГИППОДАМОВА СИСТЕМА ГИППОКАМП ГИПСЫ ГИПЮР ГИРИХ ГИРЛЯНДА ГЛАВА ГЛАВНАЯ TОЧКA СХОДА ГЛАДИЛКА ГЛАЗУРЬ ГЛАСИС ГЛИПТИКА ГЛИПТОТЕКА ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ГЛУХАЯ РЕЗЬБА ГОБЕЛЕН ГОЛОГРАФИЯ ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОПУРАМ ГОРГОНЕЙОН ГОРЕЛЬЕФ ГОРИЗОНТ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ГОРОД-САД ГОРОД-СПУТНИК ГОСТИНЫЙ ДВОР ГОТИКА ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОХУА ГРАБШТИХЕЛЬ ГРАВЁР ГРАВИРОВАНИЕ ГРАВЮРА ГРАВЮРА НА КАМНЕ ГРАДАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬ­ТУРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГРАНИЛЬНИК ГРАТТАЖ ГРАТУАР ГРАФИКА ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ ГРАФИЧНОСТЬ ГРАФФИТИ ГРАФФИТИЗМ ГРАФФИТО ГРАФЬЯ ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ ГРИДНИЦА ГРИЗАЙЛЬ ГРИФЕЛЬ ГРИФОН ГРИФОНАЖ ГРОБНИЦА ГРОТ ГРОТЕСК ГРОТЕСКИ ГРУНТ ГРУНТОВКА ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ГУАШЬ ГУЛЬБИЩЕ ГУЛЬДАСТА ГУМБАД ГУН-БИ ГУРТ ГУРХАНА ГУСЁК ГУТНОЕ СТЕКЛО ГУТТЫ ГЭР ГЮЛИСТАН

версия для печати