Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ГОБЕЛЕН

 
(фр.
gobelin) — выткан­ный вручную по живописному рисун­ку-образцу (картону) ковер-картина (шпалера) из шерстяных, шелковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей. В широком значении Г. называют любой тканый ковер или ковровую ткань высокого художе­ственного качества со сложным (обычно изобразительным) рисунком. Г. ткались на специальных станках методом «выборочного ткачества», т. е. участками, которые затем сши­вались тонкой шелковой нитью. Характерная особенность Г. рубча­тая лицевая поверхность, создаваемая нитями основы, и неровная поверх­ность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка.

Название ковров происходит от имени семьи красильщиков Гобеле­нов, организовавших в сер. 15 в. в предместье Парижа Сен-Марсель мастерскую, на основе которой в 1662 г. при Людовике XIV по ини­циативе Жана Батиста Кольбера ор­ганизуется Королевская мануфакту­ра. В нее входит и мастерская тка­чей выходцев из Фландрии М. Команса и Ф. Планша, работавших во Франции с 1697 г. Управляющим на­значается художник Шарль Лебрен. Расцвет мануфактуры приходится на кон. 17—18 в., когда Г. создавались большими циклами на исторические, мифологические и литературные сю­жеты. В 18 в. мануфактуру возглави­ли Франсуа Буше, Жан Батист Удри. Г. (картоны для которых выполняли крупные художники) нередко воспро­изводили сложные многофигурные композиции. Впоследствии центром производства Г. становятся г. Обюссон и близлежащие города централь­ной Франции (в настоящее время здесь работают свыше 2000 квалифи­цированных ткачей в небольших мас­терских семейного типа).

Большие по размеру Г. выполня­ют роль настенных композиций (по определению Шарля Эдуара Ле Кор­бюзье «кочующие фрески»); они применялись для украшения парад­ных дворцовых залов и переходов, иногда целиком закрывали стены. В 19 в. прославились изделия органи­зованной по парижскому образцу Стокгольмской Королевской ману фактуры. С сер. 19 в. машинная вы­работка ковров-картин вытесняет до­рогостоящее ручное производство. В 20 в. ручное ткачество становится ув­лечением многих известных худож­ников. Во Франции, в Обюссоне про­изводство восстанавливается по ини­циативе Жана Люрса, в технику Г. переводит свои полотна Анри Ма­тисс.

С 1960-х гг. в технике авторского (выполненного самим художником) Г. работают художники России, Украи­ны, Эстонии, Литвы, Латвии, Грузии.

Современные Г. отличаются раз­нообразием композиционных типов (в т. ч. пространственные ковры), богат­ством стилистических и технических решений, цветовой гаммы (Магдалена Абаканович в Польше, Л. А. Со­колова в России, Эдит Вигнере в Лат­вии, Гиви Кандарели в Грузии).

ГАВИТ ГАЖА ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР ГАЛЕРЕИ ЖИВОПИСИ ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРИСТ ГАЛЛЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ ГАММА ГАНЖИР ГАНОСИС ГАНЧ ГАРБХА-ГРИХА ГАРГУЛЬЯ ГАРМОНИЯ ГАРНИТУР ГАРНИТУРА ГВИРГВИНИ ГЕЗАМТКУНСТВЕРК ГЕЛИОГРАВЮРА ГЕММА ГЕНИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНА­МЕНТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГЕРАЛЬДИКА ГЕРБ ГЕРМА ГЕРОИЧЕСКОЕ ГЕШТАЛЬТ ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ГИГАКУ ГИДРИЯ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ ГИПЕРРЕАЛИЗМ ГИПОСТИЛЬ ГИПОТРАХЕЛИЙ ГИППОДАМОВА СИСТЕМА ГИППОКАМП ГИПСЫ ГИПЮР ГИРИХ ГИРЛЯНДА ГЛАВА ГЛАВНАЯ TОЧКA СХОДА ГЛАДИЛКА ГЛАЗУРЬ ГЛАСИС ГЛИПТИКА ГЛИПТОТЕКА ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ГЛУХАЯ РЕЗЬБА ГОБЕЛЕН ГОЛОГРАФИЯ ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОПУРАМ ГОРГОНЕЙОН ГОРЕЛЬЕФ ГОРИЗОНТ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ГОРОД-САД ГОРОД-СПУТНИК ГОСТИНЫЙ ДВОР ГОТИКА ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОХУА ГРАБШТИХЕЛЬ ГРАВЁР ГРАВИРОВАНИЕ ГРАВЮРА ГРАВЮРА НА КАМНЕ ГРАДАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬ­ТУРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГРАНИЛЬНИК ГРАТТАЖ ГРАТУАР ГРАФИКА ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ ГРАФИЧНОСТЬ ГРАФФИТИ ГРАФФИТИЗМ ГРАФФИТО ГРАФЬЯ ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ ГРИДНИЦА ГРИЗАЙЛЬ ГРИФЕЛЬ ГРИФОН ГРИФОНАЖ ГРОБНИЦА ГРОТ ГРОТЕСК ГРОТЕСКИ ГРУНТ ГРУНТОВКА ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ГУАШЬ ГУЛЬБИЩЕ ГУЛЬДАСТА ГУМБАД ГУН-БИ ГУРТ ГУРХАНА ГУСЁК ГУТНОЕ СТЕКЛО ГУТТЫ ГЭР ГЮЛИСТАН

версия для печати