Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ГЕРБ


(пол.
herb, от нем. Erbe — наследник) эмблематический об­раз, служащий апо­логетическим символом и опознавательным знаком какой-либо системы родовой или социальной преемствен­ности, а также опирающийся на эту преемственность общности семейно-родственной, административно-территориальной или корпоративной. Г. главный термин исторической дисциплины геральдики: он имеет более узкий смысл, чем символ (напр., волчица символ Древнего Рима, солнечный диск символ Японии), поскольку Г. представляет собой набор элементов, составляю­щих знаковый образ и расположен­ных в определенном порядке, что обусловлено традиционной систе­мой правил (также называемой геральдикой).

Основные части Г.: 1) щ и т, изо­бражение на котором составляет главное отличие каждого Г.; под щи­том последовательно расположены:

2) ш л е м; 3) к о р о н а, форма которой в дворянских Г. указывает на титул владельца; 4) нашлемник (клейнод) отличительный знак родового колена владельца, часто пов­торяющий фигуру на щите; под щитом иногда помещается 5) д е в и з (в виде надписи); с 15 в. изобража­ются также одна или две фигуры, поддерживающие щит, — 6) щитодержатели. Облик щита созда­ется прежде всего расположением гербовых фигур на его поле и в его делениях. При этом применяются красочные средства: 1)металлы: золото и серебро; 2) финифти (эмали): червлень (красный цвет), лазурь (синий), зелень, пурпур (фио­летовый) и чернь (черный); 3) м е-х а: горностаевый к беличий. Гербо­вые фигуры делятся на геральдиче­ские (имеющие геометрическую фор­му) и негеральдические (изображение разных предметов и существ): осо­бенно часто в Г. изображаются лев и орел. Различаются Г.: 1) р о д о в ы е (гл. обр. Г. дворянских родов, ре­же буржуазных родов); 2) з е м е л ь н ы е (Г. городов, областей и других территорий, входящих в со­став государства); 3) к о р п о р а т и в н ы е (Г. средневековых цехов);

4) государственные. Если изображение содержит указание на родовое имя владельца, Г. называется гласным.

Г. появились в 11—12 вв. как эмблемы знатных западноевропей­ских родов. Первоначально они рас­полагались на флажках разной фор­мы, на оружии, на доспехах (гл. обр. на Щитах) и служили для различения рыцарей, скрытых латами. Гербовая система сформировалась к 14 в, и в 15 в. достигла наибольшего совер­шенства: Г. этого времени сочетают ясность и разнообразие, а их худо­жественный образ, утратив простоту Г. ранней эпохи, не стал сложным и пышным, как в 16—17 вв. В Г. 18 в. появилось манерное изящество (щит уподоблялся иногда картушу или рокайлю). Несмотря на консерватив­ность геральдических традиций, в силуэтах, пластической проработке форм и т. д. сказывалось влияние ху­дожественных стилей на облик Г. В 19 в. обозначились попытки возврата к первоначальной геральдической традиции.

В России первые дворянские Г. появились в кон. 16 — нач. 17 в., их распространение началось на рубеже 17—18 вв. в результате реформ Пет­ра I. Своеобразие российской гербо­вой системы в использовании зна­ков и изобразительных мотивов, свя­занных с отечественной военной ис­торией, в заимствовании форм и об­разов из местной догеральдической символики. Заимствовались также фигуры из польской геральдической традиции.

Г. Российской империи сложился из двух эмблем: всадник («ездец»)эмблема Москвы, известная с 14 в., и двуглавый орел эмблема России, введенная в 15 в. При царе Алексее Михайловиче (1645—1676) россий­ский Г. двуглавый орел под тремя коронами с московским Г. (всадни­ком) на груди, скипетром и держа­вой в лапах. При Екатерине I (1725—1727) официально определе­ны цвета Г.: черный орел на золотом (или желтом) поле, всадник на черв­леном (красном) поле. С 1730 г. всадник именовался св. Георгием По бедоносцем. После Февральской ре­волюции 1917 г. из российского Г. были изъяты изображения короны, скипетра, державы и всадника, добав­лен вид Таврического дворца (где заседала Государственная Дума) в овале. Г. СССР утвержден в 1923 г.: под красной пятиконечной звездой серп и молот на фоне земного шара, снизу освещенного солнцем и обрам­ленного колосьями, перевитыми лен­той (надпись на языках союзных рес­публик: «Пролетарии всех стран, со­единяйтесь!»). Г. Российской Феде­рации (предложен в 1993) — золо­той двуглавый орел на красном фоне под тремя коронами с московским гербом на груди (св. Георгий на крас­ном коне), со скипетром и державой в лапах.

ГАВИТ ГАЖА ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР ГАЛЕРЕИ ЖИВОПИСИ ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРИСТ ГАЛЛЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ ГАММА ГАНЖИР ГАНОСИС ГАНЧ ГАРБХА-ГРИХА ГАРГУЛЬЯ ГАРМОНИЯ ГАРНИТУР ГАРНИТУРА ГВИРГВИНИ ГЕЗАМТКУНСТВЕРК ГЕЛИОГРАВЮРА ГЕММА ГЕНИЗА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАК­ЦИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНА­МЕНТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГЕРАЛЬДИКА ГЕРБ ГЕРМА ГЕРОИЧЕСКОЕ ГЕШТАЛЬТ ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ГИГАКУ ГИДРИЯ ГИЛЬОШИРОВАНИЕ ГИПЕРРЕАЛИЗМ ГИПОСТИЛЬ ГИПОТРАХЕЛИЙ ГИППОДАМОВА СИСТЕМА ГИППОКАМП ГИПСЫ ГИПЮР ГИРИХ ГИРЛЯНДА ГЛАВА ГЛАВНАЯ TОЧКA СХОДА ГЛАДИЛКА ГЛАЗУРЬ ГЛАСИС ГЛИПТИКА ГЛИПТОТЕКА ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ГЛУХАЯ РЕЗЬБА ГОБЕЛЕН ГОЛОГРАФИЯ ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОПУРАМ ГОРГОНЕЙОН ГОРЕЛЬЕФ ГОРИЗОНТ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ГОРОД-САД ГОРОД-СПУТНИК ГОСТИНЫЙ ДВОР ГОТИКА ГОТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОХУА ГРАБШТИХЕЛЬ ГРАВЁР ГРАВИРОВАНИЕ ГРАВЮРА ГРАВЮРА НА КАМНЕ ГРАДАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬ­ТУРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГРАНИЛЬНИК ГРАТТАЖ ГРАТУАР ГРАФИКА ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ ГРАФИЧНОСТЬ ГРАФФИТИ ГРАФФИТИЗМ ГРАФФИТО ГРАФЬЯ ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ ГРИДНИЦА ГРИЗАЙЛЬ ГРИФЕЛЬ ГРИФОН ГРИФОНАЖ ГРОБНИЦА ГРОТ ГРОТЕСК ГРОТЕСКИ ГРУНТ ГРУНТОВКА ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ГУАШЬ ГУЛЬБИЩЕ ГУЛЬДАСТА ГУМБАД ГУН-БИ ГУРТ ГУРХАНА ГУСЁК ГУТНОЕ СТЕКЛО ГУТТЫ ГЭР ГЮЛИСТАН

версия для печати