НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  

ПРИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб.,17
Директор

(812) 323-6529
Заместитель директора
ЛУКАШИНА Тамара Николаевна
(812) 323-6529


В первом Уставе Академии 1764 года записано: "Академии иметь публичную библиотеку, при которой содержать из числа академиков  искусного библиотекаря, дозволяя и посторонним в означенные часы входить в оную и пользоваться как чтением книг, так и выписыванием всего,  что каждый найдет для себя нужного или по любопытству
своему примечания достойного".
Научная библиотека при Российской Академии художеств создавалась сразу как специальная библиотека по искусству.  Ее фонды комплектовались необходимыми для образования и воспитания будущих художников и архитекторов изданиями по теории и истории искусства, рисунку, живописи, гравированию, архитектуре, анатомии, перспективе, истории, мифологии и прочим дисциплинам. Заметное место в коллекции занимают книги, изданные в Италии, Англии, Голландии, Германии, Франции. В более чем полумиллионном фонде библиотеки хранятся редкие издания XV, XVI, XVII, XVIII веков, являющиеся прекрасными образцами полиграфического искусства, как западноевропейского, так и русского. Одной из первых купленных в 1758 году книг на французском языке было "Описание путешествия через Москву в Персию и Восточную Индию голландского ученого и художника Корнелия де Брюйона", изданное в 1718 году в Амстердаме. Она иллюстрирована многочисленными гравюрами, дающими представление о быте и нравах жителей этих стран. Пользоваться изданиями на иностранных языках было сложно, потому в Академии создавались русские пособия.  Доказательством этого является хранящаяся в библиотеке рукописная книга под условным названием "Рисованное искусство или способ самому научиться рисовать, состоящий в разных таблицах из примеров славных х удожников. Рисовал ученик Борис Альбинский 1788-1792 с других рисунков".

Отечественные книги XVII - XIX веков в фондах библиотеки представляют интерес как памятники русской культуры. Среди них "Лицевой сборник - XVII века", "Азбуковник" XVII - XVIII вв., "Лицевой Апокалипсис с толкованием Андрея Критского" конца XVII в. и т.д.
 Одна из книг условно названа "Книга Бытия", титульный лист у нее отсутствует. Это рукописная книга начала XVIII века. Она украшена заставками и концовками, текст написан несколькими почерками. Книга плохо сохранилась и несет на себе следы реставрации  еще XVIII века, а в наше время были полностью отреставрированы все листы книги и ее переплет черной кожи с тиснением.

Основой коллекции библиотеки явились 94 тома и гравюры, столь необходимые ученикам Академии как учебные пособия,  пожертвованные И.И. Шуваловым - основателем Академии художеств. Судьба Шувалова была переменчива, он не только дарил, но и продавал Академии часть своей коллекции. "Имеющиеся при Академии художеств книги и эстампы Его превосходительства  Ивана Ивановича Шувалова которыя означены в реестрах и за его рукою, господину Казначею Головачевскому принять и вписать оные  в Академический каталог, а требуемые за оные деньги тысячу рублей поверенному от Его превосходительства собственной Ея императорского Величества дворцовой канцелярии стряпчему Андрею Напалкову выдать записав расход с Распискою" (РГИА. Фонд 789. Опись 1, ч.I. Дело 198).

Спустя более двух столетий трудно установить, как попали в библиотеку те или иные иностранные издания XVII - XVIII веков.  Поэтому интересна и чрезвычайно ценна надпись на переплете увража А. Поццо "Архитектура в перспективе" (Лондон, 1707).  Английский перевод с параллельным латинским текстом, с гравюрами на меди посвящен королеве Анне. Запись же на переплете гласит: "1707 Сентября в 27 день. Куплена сия книга в Лондоне при посольстве бывшего чрезвычайного посла господина Матвеева в Библиотеку, дано 2 фунта стерлингов, то есть 24 гульдена монетою Голанскою".

Но в библиотеке всегда существовала традиция дарения, которая и впоследствии была продолжена президентами, педагогами Академии художеств, художниками и многими другими видными деятелями русской культуры. Вслед за И.И. Шуваловым фонд библиотеки пополняют Н.Ф. Жилле, преподававший в Академии скульптуру, И.И. Бецкой - президент Академии художеств. В 1807 и 1809 годах свои сочинения и часть своих коллекций дарят библиотеке Тома де Томон и Пьетро Гонзаго. На книгах Томона сохранился изящный экслибрис классического стиля, исполненный по рисунку
самого архитектора.

Многие люди, служившие в Академии, пеклись о пополнении ее фондов, среди них: Иван Иванович Толстой - вице президент Академии художеств,  Валериан Порфирьевич Лобойков - конференц-секретарь Академии, Николай Иванович Уткин в 1843-1854 гг. был хранителем гравюр в Академии, он пожертвовал Академии великолепные альбомы гравюр, в том числе Дж. Пиранези. Федор Густавович Беренштам в 1894-1912 гг. заведовал библиотекой, и в фондах библиотеки можно найти много каталогов выставок и каталогов музеев с его дарственными надписями.

Фонд библиотеки располагает огромным количеством изданий с дарственными надписями и автографами. Например, на книге "Письма Петра Великого к графу Б.И. Шереметеву" надпись: "От графа Петра Шереметева, почетного любителя Академии художеств в библиотеку  приобщается".

Интересно издание А.Н. Оленина "Опыт о правилах медальерного искусства" (СПб., 1817). На экземпляре книги - дарственная надпись Ф.П. Толстому, признанному корифею русского медальерного искусства. Оленин предложил свои сюжеты для медалей, посвященных историческим событиям войны и мира России 1812-1816 годов. Сам дал рисунки и текстовые пояснения к ним,  а гравировали их для издания И.А.Иванов и А.Г. Ухтомский. Руководство А.Н. Оленина идет в русле тех рекомендаций, которые давали П. Чекалевский, И. Урванов, И. Акимов в конце XVIII - начале XIX века.

Одно из чрезвычайно редких изданий еще ждет дополнительного исследования. Это альбом "О пребывании графов Северных в Венеции  в 1782 году". Переплет включает две брошюры небольшого формата и альбом. В брошюрах четыре гравированных портрета "графов Северных" -  Великого князя Павла Петровича и его супруги Великой княгини Марии Федоровны. Гравюры на меди выполнены с работ нюрнбергского художника  И. Вагнера. Одна из брошюр, напечатанная в Венеции на итальянском языке, включает три сонета, посвященные великокняжеской чете и празднику,  который был дан в их честь в Венеции в январе 1782 года. В другой брошюре, лондонского издания, - письмо английской писательницы Дж. Юрсинс-Розенберг к брату с описанием тех же торжеств. В одном переплете с брошюрами находятся 18 акварелей с изображением  регаты гондол и лодок в Венеции 23 января 1782 года и 6 гравюр, раскрашенных от руки предположительно самой Марией Федоровной,  с изображением триумфальных колесниц. На внутренней крышке переплета - автограф известного гравера Его Величества  (это звание он получил в 1819 г.), академика И.И. Уткина. В фондах Дворца-музея в Павловске имеется неполный комплект листов такого альбома,
но без брошюр.


В 1906 году бароном А.Е. Фелькерзамом в дар библиотеке было передано интересное собрание экслибрисов. Барон Арминий Евгеньевич Фелькерзам (1861 - 1918), хранитель отдела драгоценностей Эрмитажа, был известен как автор ряда исследований
 по прикладному искусству, художник-любитель и крупный коллекционер экслибрисов. Считая свою коллекцию первым большим собранием книжных знаков в России, он надеялся, что именно в Академии художеств его коллекция будет оценена по достоинству и именно здесь она принесет пользу  молодым художникам. Эта коллекция экслибрисов насчитывает 2500 книжных знаков, в наше время пополняется лишь случайными дарами
 современных художников-графиков. Коллекцию в основном составляет иностранный экслибрис, большею частью - немецкий. Имеются экслибрисы европейских стран, а также США. В августе 1998 года в Санкт-Петербурге впервые состоялось событие огромного культурного  значения - всемирный конгресс экслибриса. Впервые коллекция А.Е. Фелькерзама с наибольшей полнотой была заявлена в программе  данного мероприятия и представлена взору не только участников XXVII Международного Конгресса Экслибриса, но и всех интересующихся этим видом искусства. Экслибрис часто называют "маленьким окном в большой мир", но он не только украшает книгу, но является произведением высокого искусства.

Традиционно в фондах библиотеки наряду с книгами хранятся также и гравюры, экслибрисы, афиши, плакаты, репродукции, открытки, промграфика,
фотографии.

Библиотека обладает ценнейшим собранием русской и западноевропейской гравюры. В ее фондах представлены замечательные  западноевропейские мастера: Д.П. Пиранези, А. Дюрер, Харменс ван Рейн, Рембрандт. В этой коллекции также представлены гравюры  иностранных мастеров, основоположников академической граверной школы: Г. Шмидт, А. Радиг, И. Штенглин, Ш. Левек, Б.-Л. Анрикез,  И.-С. Клаубер. Русскую гравюру представляют такие мастера, как П. Пикарт, М.И. Махаев, Г.И. Скородумов, И.В. Чесский, Е.П. Чемесов,  Н.И. Уткин, Ф.И. Иордан.

Имеется также собрание эстампов и факсимильных воспроизведений рисунков старых мастеров, которые до сих пор служат образцами  для копирования. Интересно также собрание фотографий России, представленное фотографами И.Ф. Барщевским, И.В. Болдыревым,  М.П. Дмитриевым, А.О. Карелиным и другими.

Весь фонд библиотеки описан в каталогах и картотеках.

В библиотеке Академии художеств учились и работали многие мастера, прославившие русское искусство. Память о них сохранилась в библиотеке в виде автографов на книгах, завещанных библиотеке или приобретенных после смерти художников.  В библиотеке ведется картотека изданий с автографами.

Библиотека пополнилась ценными собраниями, полученными по завещанию архитектора Григория Ивановича Котова (1858 - 1942),  умершего от голода в блокадном Ленинграде; искусствоведа Германа Германовича Гримма (1905 - 1959); видного художника Евсея Евсеевича Моисеенко; преподавателя Академии художеств Нины Тимофеевны Ягловой, замечательного художника Юрия Михайловича Непринцева и других.

Среди книг, принадлежащих Г.И. Котову и поступивших в фонд библиотеки, были ценнейшие итальянские и французские архитектурные увражи, изданные во Франции и Италии в XVII - начале XVIII века. Здесь и издания из коллекции Огюста Монферрана с его владельческой надписью 1819 - 1822 годов и личной печатью архитектора, а также издания, отмеченные личной печатью Чарльза Камерона. По завещанию поступили книги из коллекции архитектора Алексея Михайловича Романова, это по его проекту была осуществлена обустройка в 1930-х годах одного из читальных залов библиотеки, называемого теперь Новым, или Романовским.

Залы библиотеки оформлялись известными архитекторами-художниками.

Дубовые стенные шкафы со сплошными рядами фолиантов и книг, широкие столы, приспособленные специально для работы над большими увражами, папками с рисунками и чертежами, гравюры за стеклами шкафов - вся обстановка в библиотеке
Российской Академии художеств создает необходимое настроение для постижения прекрасного и преклонения перед высоким искусством.

В залах библиотеки Академии проходят выставки книг и изобразительного материала, посвященные знаменательным датам,  тематические выставки, из богатейших фондов, и выставки оригинальных работ художников связанных с Академией художеств.

Уникальные издания из фондов библиотеки экспонируются на художественных выставках. Научная библиотека Академии участвует  в международном книгообмене. Фонды библиотеки включены в международные справочники3.



Кира Одар-Боярская



--------------------------------------------------------------------------------



1. Библиотека имеет печатные каталоги, составленные Ф.Клагесом( в 1871-1888 гг.) и Н.Е.Белоутовой (в 50-60-е гг. ХХ в.) "Книги XV - XVI веков в фонде библиотеки Академии художеств" -
 аннотированный каталог, составленный Н.Е. Белоутовой (Л., 1955), каталоги изданий на русском и иностранных языках XVII, XVIII веков - с полным описанием и системой указателей,
к сожалению, существуют в машинописи и ждут своего издания. Но и машинописные экземпляры широко используются исследователями в их научных трудах. Н.Е. Белоутовой составлены и изданы
 "Труды по перспективе в фондах Научной библиотеки Академии художеств" (М.,1959) и "Труды по пластической анатомии" (Л.,1957) В 1957 году к 200-летию Академии художеств были изданы
 "Материалы к библиографии по истории Академии художеств, 1757-1957 гг". В 1977 году библиотека начала издавать продолжение этого труда "Материалы к библиографии по истории Академии художеств,
 1757-1992 гг" К настоящему времени вышли в свет два выпуска из пяти (Л., 1977; Л., 1978)

2 Первый - "Большой зал" - был завершен в 1868 году архитекторами Д.И. Гриммом и Р.А. Гедике. Обстройка второго - "Малого зала" - была закончена в 1896 году по проекту Д.И Гримма.
Третий - "Парадный зал", в стиле неоклассицизма, был открыт в 1915 году. Автором его является академик архитектуры В.А. Щуко, росписи выполнены академиком живописи Е.Е. Лансере.
 Этот зал посвящен Августейшему президенту Академии художеств, великому князю Владимиру Александровичу. В "Юбилейном справочнике Императорской Академии художеств 1764-1914"
 С.Н. Кондакова значение президентства Владимира Александровича определено словами вице-президента графа И.И. Толстого: "Академия художеств потеряла в лице своего Президента
 поистине редких качеств человека, искренно любившего ее и желавшего ей добра и преуспеяния. Да будет воспоминание о нем в стенах родной ему Академии вечно".
Последний зал - научный читальный зал, с открытым доступом к справочной литературе, существующий с 1972 года, но к сожалению, проект архитектора И.Н.Бенуа полностью не претворен в жизнь.
                            



 






 

 
 
версия для печати