«Эротика». Выставка графики Зураба Церетели в Галерее «ФайнАрт»

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 03.06.2008 - 26.06.2008
Адрес: Галерея «ФайнАрт», ул. Большая Садовая, д.3/10

Галерея «ФайнАрт» и Московский музей современного искусства представляют необычный проект – выставку эротической графики Президента Российской академии художеств Зураба Церетели. На выставке будет представлена целая серия отпечатанных в технике шелкографии монохромных и цветных рисунков, раскрывающих зрителю неожиданную - камерную и интимную - сторону творческого дарования Зураба Церетели. В чем-то отталкиваясь от ставших классическими серий «ню» Пикассо, Матисса и Шиле, мастер интерпретирует извечную тему чувственной любви мужчины и женщины в своей индивидуальной, неповторимо-темпераментной творческой манере.

Федор Ромер, искусствовед:
«Любовная гимнастика»
Галерея «Файн Арт» решилась на ход даже не экстравагантый, а хулигански-эксцентричный. Давно и успешно работая с современным искусством, она выбрала в качестве очередного экспонента художника очень известного и плодовитого, однако обладающего неоднозначной репутацией в профессиональной среде отечественного contemporary art. Более того, он предстает в неожиданном амплуа – не вездесущим монументалистом-гигантоманом или живописцем-создателем ярких пастозных картин, а автором довольно камерной графики игривого содержания. Гедонистическую «Файн Арт» всегда отличала некоторая здоровая «сексуальная озабоченность» — вспомним выставки «потаенных» коллажей Эдуарда Гороховского, маньеристических гейских «ню» Сержа Головача или холстов с гламурными красавицами Дмитрия Шорина. И многие из тех работ были куда откровеннее опусов нашего нынешнего героя. Однако одно его имя придает новому проекту привкус скандальности. Итак, раскроем карты: галерея показывает шелкографии с эротическими мотивами самого Зураба Церетели, президента Российской академии художеств, Героя социалистического труда, народного художника СССР, лауреата госпремий. Это переведенные в печать на листах бумаги большого формата рисунки, которые изначально делались для себя с 1998 по 2005 годы. Однако теперь маэстро решился их обнародовать по инициативе галереи.
Собственно говоря, ничего особенно крамольного в сюжетах нет, хотя все физиологические подробности выписаны с той тщательностью, которую позволяет лаконичная, быстрая, контурная эстетика черно-белых рисунков. Да, в некоторых сценах можно узреть групповые нечленораздельные (в буквальном смысле) оргии, а их героев обвинить в андрогинности, слиянии до неразличимости мужского и женского. Но все это условности: Церетели занимает прежде всего сама игра линий, спонтанно рождающаяся в процессе рисования (а известно, что он никогда не расстается с карандашом в бесконечных перелетах, на заседаниях Академии и даже на интервью или переговорах), а влюбленные слияния тел в какой-то «гимнастической» иконографии – очень хороший повод для подобной каллиграфии. К тому же к своей натуре он относится с чисто грузинским юмором. Достаточно взглянуть на картинку (кстати, чуть ли не единственную цветную на выставке), где здоровенная деваха держит на поднятых руках субтильного мужика. Или на уж совсем невинное изображение лягушки, с вожделением поглядывающей на порхающую бабочку – ее чувства явно далеки от любовного томления. Более того, рисунки Церетели (может быть, даже в отличие от его живописи и скульптуры) выдают хорошую художественную школу и профессиональное мастерство. Разглядывая их, сразу вспоминаешь графику Пикассо или Матисса, тоже неоднократно баловавшихся эротическими мотивами. Вообще это очень «французистая» серия -- не столько по тематике (хотя кто лучше француза понимает в науке любви?), сколько по изящной стилистике. Несколько парадоксальной, поскольку герои Церетели как всегда отличаются кавказской витальной корпулентностью и лишены аполлоновской грациозности. Лица их условны, а вот формы вполне материальны. Церетели вообще художник, скажем так, хтонический, телесный, любящий цвет, фактуру, масштаб и размах, и не только в монументах, но и в картинах. Так что понятно, отчего родились эти эротические рисунки, типичные для него и одновременно обаятельно оригинальные, непохожие по своей легкости на прочее, столь привычное и хорошо известное всем нам его творчество. Так что галерея «Файн Арт» придумала очень остроумный проект, заставив Зураба Константиновича и его помощников порыться в обширном архиве художника за последнее десятилетие и откопать там то, что, повторяем, делалось прежде всего для себя. Но оказалось достойно публичности.






версия для печати