ИОГАНСОН Борис Владимирович (1893-1973). Президент АХ 1958—1962


Живописец, график.
 

13(25).7.1893, Москва - 25.2.1973, Москва. Жил в Москве.
 
Действительный член АХ (1947), член президиума АХ (1947-70), вице-президент АХ (1953-58), президент АХ (1958-62).

Почётный член Академии искусств в Берлине (Германская Демократическая республика, 1958).

Профессор (1939), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), Народный художник СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1968).
Депутат Верховного Совета СССР (1966-70).

Государственные награды:

Государственная премия СССР (1941, 1951)

Учился: Студия П.И. Келина, Москва (1912-13), МУЖВЗ (1913-18),у Н.А. Касаткина, К.А. Коровина, С.В. Малютина.

Преподавал: Московский полиграфический институт (1932-35), Московский институт изобразительных искусств (1935-39), ИЖСА (1939-60), МГХИ (1964-67), руководил творческими мастерскими АХ, Ленинград (1949-62), Москва (1962-68). Директор ГТГ (1951-54).
Член АХРР - АХР (1922-32).

Член СХ. Председатель Оргкомитета СХ (1954-57), первый секретарь правления СХ (1965-68).

Среди произведений: живопись - «У всенощной» (1914), «Цирк» (1915), «Натюрморт с картошкой» (1918), «Кама» (1919), «Рабфак идёт» («Вузовцы»), «Советский суд» (обе - 1928), «Пейзаж с речкой» (1932), «Допрос коммунистов» (1933, повторение - 1949), натюрморт «Полевые цветы» (1936), ряд автопортретов (1936, 1939, «В шубе и шляпе с палитрой», кон. 1930-х, 1949, с палитрой 1961-64 - не окончен), «На старом уральском заводе» («Урал демидовский», 1937, повторения), натюрморт «Дни войны» (1942), «Москва. 1942-й год» (1943), «Каток. Зимнее солнце» (1945), «Портрет заслуженной артистки РСФСР Д.В. Зеркаловой», «Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в г. Москве» (оба - 1947), «Вожди Октября», «Портрет народного артиста СССР В.И. Немировича-Данченко» (оба - 1948), «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола» (совм. с коллективом художников, 1950), «Социалистическая революция совершилась» (1957-65, не окончена), «Цветы в корзине» (1959), портреты - бригадира Г.Ф. Белова(1961), академика А.И. Опарина, «Ночь перед Октябрем» (обе - 1962), «Морозный день. Крыши» (1963), «Розы» (1964); графика (кар., уголь, сангина): портреты, в том числе многочисленные автопортреты (1921, 1921-22, 1949, 1950, 1952), пейзажи. Иллюстрировал и оформлял книги для издательств «Художественная литература», «Советский писатель» и др. «Красный сыщик» А.С. Неверова(М., 1934), «Бруски» Ф.И. Панферова (М., 1934), «Как закалялась сталь» Н.А. Островского (М., 1936), «Мать» М. Горького (М., 1938), «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (М., 1944) и др. Участвовал в разработке эскизов для диорамы «Штурм Перекопа» (1935-38) - не осуществлены и со-здании панно «Праздник в колхозе им. Ильича» для Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939) - совм. с другими.

Публикации: «За мастерство в живописи. Сб. статей и докладов» (М., 1952), «ГТГ - сокровищница русского искусства» (М., 1953), «О живописи» (М., 1955, 2-е издание 1980), «Молодым художникам о живописи» (М., 1959), «Как понимать изобразительное искусство» (М., 1960); статьи в периодической печати.

Награды ведомственные и другие:

Гран При Всемирной выставки в Париже (1937), Диплом I степени и Первая премия ВСХВ в г. Москве (1937), , Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958).

Имя Б.В. Иогансона присвоено ЛСХШ (1975).



Б.В.Иогансон - президент АХ СССР

Большая роль принадлежит Б.В. Иогансону в становлении и жизни Академии художеств. Уже в 1947 году, при организации Академии художеств СССР, он был избран ее действительным членом и вошел в Президиум. В 1953 году художник стал вице-президентом Академии, а с 1958 по 1962 год занимал пост президента. Иогансон отдавал все силы этой работе, используя свой талант организатора, энергичность, жизненный опыт, решал множество вопросов, как кадровых, так и хозяйственных.

Само избрание Иогансона на этот высокий пост стало следствием хрущевской «оттепели». После постановления ЦК КПСС в 1932 году «О перестройке литературно-художественных организаций» были созданы оргкомитеты по подготовке творческих союзов во всех видах искусства. Эти оргкомитеты должны были подготовить проведение съездов, на которых решался вопрос о создании тех или иных творческих Союзов. Так, в 1934 году был создан Союз писателей, в 1949 - Союз композиторов. Художники получили возможность принять решение о создании своего Союза только в 1957 году, на первом съезде. Этот съезд стал победой антисталинистов и произвел переворот в художественной жизни. Первый президент Академии A.M. Герасимов и мастера, близкие ему по идеологии, даже не были делегированы на этот съезд. Иогансон же, выходец из АХРР, художник героической темы, но более лояльный и терпимый, чем Герасимов или Серов, к творческому «инакомыслию», оказался адекватным происходящим изменениям, что и сделало его наиболее приемлемой фигурой для избрания президентом АХ СССР.

Создание Союза художников разделило творческое сообщество на так называемых «правых» и «левых». Под «правыми» имелись в виду сталинисты, стоявшие за сохранение старых порядков, ортодоксы коммунистического официоза, под «левыми» - те, кто стремился к обновлению и демократизации общественной и художественной жизни, к преодолению рутинного догматизма. Наиболее радикальные «левые» начали борьбу за ликвидацию Академии как реакционного центра. Одни предлагали совсем упразднить Академию художеств и передать ее функции вновь созданному Союзу художников, другие - создать вместо Академии изобразительных искусств Академию, включающую все виды художественного творчества. Все это будоражило художественную жизнь и было закономерной реакцией на длительное засилие герасимовской, офицозной и консервативной деятельности, скомпрометировавшей Академию. К такому восприятию Академии обществом привела борьба А. Герасимова под видом искоренения «формализма» с подлинными талантами и передовыми творческими тенденциями. Иогансон же настаивал на том, что Академию необходимо сохранить, но реформировать. К сожалению, его реформаторская деятельность во многом блокировалась вице-президентами АХ В.А. Серовым и М.Г. Манизером.

Тем не менее, Иогансон уделял большое внимание усилению роли Академии в жизни страны, расширению и углублению связей с творческими союзами всех советских республик. Именно при Иогансоне впервые был поднят вопрос о создании общесоюзной газеты по вопросам изобразительного искусства, единого печатного органа Академии художеств и Союза художников СССР.

В период президентства Иогансона членами Академии стали такие замечательные мастера, как У.М. Джапаридзе, П.Д. Корин, Я.Д. Ромас, А.Д. Гончаров, М.М. Черемных, С.А. Чуйков, А.Я. Бриедис, О.Т. Верейский, С.Б. Вирсаладзе. Список далеко не полон, но и названные художники, их неоспоримая значимость в искусстве - свидетельство высоких требований, которые предъявлялись к претендентам на членство в Академии художеств.

В те же годы Научно-исследовательский институт Академии вел масштабную работу по написанию и изданию «Всеобщей истории искусства», словаря художников СССР, учебников по искусству, и сегодня не утративших своей информативной актуальности. К этой работе были привлечены лучшие искусствоведы страны.

Значительное место в деятельности Иогансона занимало укрепление между этим приветствовалось участие членов Академии не только в отечественных, но и в зарубежных выставках.

Неизменно уделялось пристальное внимание проблемам художественного образования. Так, начавшийся процесс постоянного уменьшения набора студентов в специализированные ВУЗы вызвал резкий протест Академии. Иогансон неустанно требовал, чтобы постоянно велась работа по углублению связи учащихся с реальной жизнью, например, благодаря ежегодной летней практике, изучению реальной жизни народа. Во главу угла ставился вопрос о повышении мастерства и профессионализма студентов. Активно обсуждался вопрос об учреждении трехгодичного государственного стипендиатства для лучших выпускников этих ВУЗов.

При Президиуме Академии была создана специальная учебно-методическая комиссия для планирования и направления методической работы всех художественных учебных заведений страны, как высших, так и средних специальных.

Иогансон обеспечил принятие всех необходимых мер по налаживанию работы организованного в составе Академии издательства, созданию его полиграфической базы. С этого времени начался регулярный выпуск академических сборников, посвященных актуальным проблемам отечественного и зарубежного искусства.


Материал подготовлен на основе статьи А.О.Сопоцинской «Борис Владимирович Иогансон ( 1893-1973)» ( Сб. «Президенты Академии художеств.(Советский Союз-Российская Федерация». Ред. В.В.Ванслов. М.,2006.)


Возврат к списку

версия для печати