СЕРОВ Владимир Александрович (1910-1968). Президент АХ 1962—1968



Живописец, график.

8(21).7.1910, с. Эммаус Тверской губ. - 19.1.1968, Москва. Жил в Ленинграде, Москве.

Член-корреспондент (1947), ученый секретарь АХ (1947), действительный член АХ (1954), вице-президент (1958), президент АХ (1962-68).

Народный художник РСФСР (1956), Народный художник СССР (1958).

Государственные награды: Медали «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (все - 1945),  Государственные премии СССР (1948, 1951), орден Ленина (1957, 1967), орден Трудового Красного Знамени (1960).

Учился:
художественная студия, г. Весьегонск Тверской губ. (1918-23), у С.Я. Шлейфера, АХ, Ленинград (1927-31), у В.Е. Савинского, аспирантура АХ (1931-33), в мастерской И.И. Бродского.

Преподавал: АХ, Ленинград (1933-42). Депутат Ленинградского Совета депутатов трудящихся (1948), депутат Верховного Совета РСФСР
(1959-68).

Член СХ (1931), председатель правления Ленинградского отделения СХ РСФСР (1941), председатель Оргкомитета СХ РСФСР (1957), первый секретарь правления СХ РСФСР (1960-68), член комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР (1960), член правления и секретарь СХ СССР (1963-68), член Академии искусств Германской Демократической республики (1963).

Среди работ: живопись: «Портрет Заслуженного деятеля искусств РСФСР А.А. Рылова» (1931), «Сибирские партизаны» (1933), «На Юденича!» (1934), «Портрет скульптора А. Козельского» (1937), «Чапаевский штаб» (1938), «Витязь» (1940), «Автопортрет в блокаду» (1941), «Ледовое побоище» (1942), «Расстрел. Этого мы никогда не забудем!» (1943), «Портрет балерины Н.В. Красношеевой» (1945), «Ходоки у В.И. Ленина» (1950), «Зима. Сараи» (1951), «Зимний взят» (1954), «Декрет о земле» (1957), «В.И. Ленин провозглашает советскую власть» (1962), «Тропинка в солнечном лесу» (1963), «Белые стволы берёз» (1965), «Сталевар» (1966); графика: иллюстрации — к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (б., кар., соус, 1948-49), к поэме А.С. Пушкина «Полтава» (б., акв., гуашь, 1949), к роману М. Горького «Фома Гордеев» (б., гуашь, 1951-53), к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (б., темпера, 1952), к «Слову о полку Игореве» (б., темпера, 1957-62); плакаты: «Наше дело правое...» (б., хромолитография, 1941), «Били, бьем и будем бить!» (б., автолитография, 1941).

Награды ведомственные и другие: Золотая медаль МК СССР (1958), Серебряная медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958), .



Вл.А.Серов - президент АХ СССР

В 1947 году, при создании Академии художеств СССР, В.А. Серов избирается ее членом-корреспондентом и ученым секретарем. С этого времени роль Серова в руководстве отечественной культурой постоянно возрастает. Активно помогая президенту Академии художеств А.М. Герасимову, Серов пишет статьи, выступает перед общественностью, участвует в принятии важнейших решений по организации обучения, крупнейших выставочных проектах в СССР и за рубежом. В 1954 году Серов избирается действительным членом Академии художеств, становится народным художником РСФСР (1956), а затем и СССР (1958). В 1958 году он становится вице-президентом Академии художеств.

Важнейшим направлением деятельности В.А.Серова в данный период являлись мероприятия по организации Союза художников РСФСР. Он возглавил оргкомитет и стал первым председателем этого Союза, официально учрежденного в июне 1961 года.

Создание Союза художников РСФСР явилось положительным моментом в культуре нашей страны. Его деятельность включила в свою орбиту многих молодых художников и одаренных мастеров из провинции, получивших возможность заявить о себе на региональных, зональных и всероссийских выставках.  Крупнейшей из них стала регулярная экспозиция «Советская Россия» в Центральном выставочном зале в Москве. Только в I960-1961 годах в рамках первых выставок Союза представлено около 30 000 работ, в числе которых произведения нынешних классиков русского искусства. Крупным вкладом оргкомитета и лично В.А.Серова в развитие отечественной культуры было также создание издательства «Художник РСФСР» и одноименного журнала.

Оживление художественной жизни страны проходило на фоне разоблачения культа личности Сталина на XX съезде партии, «оттепели» и сопровождалось попытками творческого свободомыслия. В работах Н.И.Андронова, Г.М.Коржева, В.И.Иванова, П.Ф.Никонова, И.П.Обросова, П.П.Оссовского на сцену выходит «суровый стиль», неприкрашенно показывающий повседневную жизнь простых людей, трудные и суровые стороны их работы, драматические судьбы и моменты недавней истории. Поиски поколения «шестидесятников» шли вразрез с догматически понимаемым реализмом (соцреализмом), главным проводником которого выступала серовская Академия художеств. Ее ортодоксальная позиция вызвала к жизни прямое противостояние Академии и группировавшихся вокруг нее непримиримых приверженцев социалистического реализма в 1957 году Союза художников СССР, предпринимались попытки ликвидировать Академию художеств.

В дискуссиях об искусстве того времени В.А. Серов играл центральную роль. Его критические выступления против абстракционизма и всех видов «формализма» были рупором официальной идеологии. Преданность Серова партийному руководству обусловила его стремительное возвышение до вершин художественной иерархии в СССР.

1 декабря 1962 года Н.С.Хрущев в сопровождении М.А.Суслова и группы руководителей при участии Серова посетил скандально известную выставку «30 лет МОСХа» в московском Манеже. А уже 4 декабря 1962 президент Академии художеств Б.В.Иогансон был отправлен в отставку и новым президентом назначен В.А.Серов.

За скандалом в Манеже последовали не менее скандальные встречи Хрущева с творческой интеллигенцией, на которых художники подверглись грубым оскорблениям и угрозам. В лучших сталинско-ждановских традициях свободолюбивые мастера исключались из Союза художников, лишались мастерских и государственных заказов. Многие вынуждены были уехать в провинцию, а затем и в эмиграцию. Жесткой критике подверглись  лучшие наши искусствоведы Н.А.Дмитриева, А.А.Каменский, Д.В.Сарабьянов, известные писатели и поэты И.Г.Эренбург, В.И.Катаев, Ю.М. Нагибин, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, осмеливавшиеся хвалить и поддерживать опальных художников. Секция критики МОСХа была ликвидирована. Слабо наметившееся освобождение искусства и художественной критики от идеологических пут оказалось остановлено.

Теперь В.А.Серов получил неограниченную возможность командовать и направлять, что исправно делал до своей скоропостижной кончины.

Ему нельзя отказать в заслугах по укреплению материальной базы Академии художеств и ее структур. В его президентство были сделаны многие полезные шаги по реорганизации преподавания, налажена регулярная выставочная деятельность Академии и Союза художников РСФСР. Большое значение имело то, что Серов добился возвращения Академии художеств небольшого помещения на вилле «Абамелек» в Риме, в которой размещается резиденция советского посла.

Благодаря этому систематически в Италию стали направляться группы художников и искусствоведов для ознакомления с шедеврами мирового наследия. (Это помещение Академия вновь утеряла в начале 1990-х годов).

Но благотворные действия В.А. Серова часто сводились на нет его непримиримостью ко всему новому, безжалостным искоренением любого свободомыслия. Он руководил Академией авторитарно. В годы президентства Серова вице-президентами Академии художеств были художники М.Г. Манизер, А.А. Дейнека, членами президиума С.В. Герасимов, Б.В. Иогансон, Я.Д. Ромас, впоследствии Е.А. Кибрик, главным ученым секретарем - П.М. Сысоев. Но внутренние противоречия в руководстве Академии позволили В.А. Серову реализовывать свою жесткую политику.

В 1966 выдающийся живописец А.А. Дейнека был смещен с должности вице-президента. Вместо него вице-президентом стал, серьезный искусствовед и деятель культуры B.C.Кеменов, который придерживался почти столь же официозной позиции, как  и сам Серов, и после его кончины во многом определял курс Академии художеств в течение почти двух следующих десятилетий.

Годы президентства Вл.А.Серова отмечены обострением раскола между Академией художеств и Союзом художников РСФСР, с одной стороны, и Союзом художников СССР и МОСХом, с другой. Это пагубное для нашей культуры противостояние постепенно сглаживалось при последующих президентах, но окончательно исчезло лишь в последнее десятилетие минувшего века.

Обостряли ситуацию жесткие выступления В.А. Серова против части представителей поколения «шестидесятников». Эта кампания началась во второй половине 1950-х годов, а после избрания Серова на пост президента Академии художеств стала еще более активной. Замечательные жи-вописцы «сурового стиля» Н.И. Андронов, В.И. Иванов, П.Ф. Никонов, особенно И.П. Обросов, подвергались критике за «очернение советской действительности». В.Ф. Стожаров обвинялся в «архаике» за приверженность изображению природы и быта жителей Севера. При В.А. Серове ни один «шестидесятник», за исключением Г.М. Коржева, не удостоился избрания в Академию. Предпочтение отдавалось приверженцам соцреализма, имена которых не хочется тревожить. Впрочем, ряд талантливых мастеров (А.М. Грицай, А.Ф. Пахомов, Т.Т. Салахов, А.А. Мыльников, Н.А. Пономарев, В.А. Ватагин, Н.М. Ромадин, В.В. Лебедев и другие) все-таки получили почетное звание.

В критике инакомыслящих  активно участвовал искусствовед А.К. Лебедев. В работах А.К. Лебедева получили отражение взгляды Серова на роль и место Академии художеств, как на явление исключительно партийного искусства. Преемственность с Императорской академией художеств отрицалась, что нарушало историческую традицию. К счастью, эта постепенно преодолевавшаяся позиция ныне сдана в архив.

Президент Академии художеств СССР вмешивался во все, что, по его мнению, угрожало партийному пониманию искусства.

Символом же его деятельности на академическом поприще навсегда останется выставка в Манеже и ее трагические последствия. Связанный с Академией художеств всю свою творческую жизнь, Владимир Александрович Серов олицетворяет тот непростой период в ее истории, в истории нашего искусства, в котором ему довелось действовать.


Материал подготовлен на основе статьи А.В.Гамлицкого  «Владимир Александрович Серов (1910-1968)» ( Сб. «Президенты Академии художеств.(Советский Союз-Российская Федерация». Ред. В.В.Ванслов. М.,2006.)


Возврат к списку

версия для печати