УГАРОВ Борис Сергеевич (1922-1991). Президент АХ 1983—1991


Живописец.

6.2.1922, Петроград - 2.8.1991, Ленинград.
Жил в Ленинграде.

Член-корреспондент (1973), действительный член АХ (1978), президент АХ (1983-91).

Член-корреспондент Академии искусств Германской Демократической республики (1986).

Заслуженный художник РСФСР (1968), Народный художник РСФСР (1977), Народный художник СССР (1982), кандидат искусствоведения (1954), профессор (1971).

Государственные награды: Государственные премии РСФСР им. И.Е. Репина (1976), СССР (1985).

Учился: ИЖСА (1945-51), у И.Э Грабаря, В.М. Орешникова, А.А. Мыльникова, аспирантура ИЖСА (1951-54), у А.М.Герасимова.

Преподавал: ИЖСА (1952-91), ректор (1977-83), руководитель мастерской станковой живописи (с 1979), творческой мастерской (с 1987).

Председатель правления ЛОСХ (1975-79), почётный член общества деятелей изобразительного искусства Австрии (1983), член бюро Советского фонда Рерихов (1989-91).

Депутат Верховного Совета РСФСР (1985-90).
 
Среди произведений - живопись: тематические картины - «Подвиг Александра Матросова» (1949), «В колхоз. Год 1929-й» (1954), «На рудниках. 1912 год» (1957), «Волховстрой (Строители Волховской ГЭС)» (1960), «Ленинградка (В сорок первом)» (1961), «Тревожно» (1963), «Декрет о земле», «На каторгу», «В коммуну» (все - 1967), «Пушкин. Белая ночь» (1968), «За землю, за волю!» (1970), «Земля» (1972), «Июнь 1941 года» (1975), «Солдаты революции» (1977), «Весна на Волховском фронте» (1978), «Возрождение» (1980), «Пушкин в Тригорском» (1982), «Забытая» (1989-90); портреты -«Портрет М. Угаровой» (1948), «Портрет В. Гольдрина» (1950), «Портрет Народного художника СССР С.Т. Конёнкова» (1954), «Портрет Тани (Портрет студентки)», «Портрет студента-биофизика (сына Андрея)», «Портрет композитора А.П. Петрова» (все - 1971), «Портрет жены» (1974), «Портрет сына художника, А.Б. Угарова», «Портрет Оли» (оба - 1981), «Портрет дочери и внучки художника» (1986); пейзажи - «Колхозная весна» (1951), «Банька», «У ручья» (оба - 1954), «Новгород. Детинец» (1955), «На Урале» (1956), «Ферапонтов монастырь» (1957), «Зимняя дорога» (1960), «Ночная Венеция» (1962), «Пригород» (1963), «Морозный вечер» (1965), «Гумно» (1968), «Летняя ночь», «Аппиева дорога», «Венеция. Набережная Большого Канала» (все - 1971), «Зимка» (1977), «Сумерки. Ночное» (1978), «У сарая» (1979), «Сумерки», «Голландия. Взморье» (оба - 1980), «Старый Торжок» (1985), «Февраль» (1986), «Вечереет» (1988), «Поле Валговицы» (1990); графика - серии рисунков «По Италии», «Псков» (обе -1960), «По Египту» (1963), «В Усть-Нарве» (1965-66), «Зима в деревне» (1967), «Ленинград» (1969); альбомы - «Новая Ладога» (1978), «Вышний Волочёк», «Испания», «Дюны», «По Голландии» (все - 1979).

Автор ряда статей в периодической печати.

Награды ведомственные и другие: Золотая медаль АХ (1971),


Б.С.Угаров - президент АХ СССР

Начало президентства Б.С.Угарова(1983-1991) практически совпало с 225-летием Академии художеств в России. Событие это впервые было осмыслено как принципиально важное для советской Академии художеств, созданной в 1947 году – восстанавливалась многовековая художественная традиция. Академия художеств СССР сознательно обретала историю своего развития. Жизненаполненным художественным содержанием этого явления могла стать лишь культура: живописная, историческая, системная культура научных взглядов, культура отношений в художественной среде. Б.С.Угаров, склад личности которого сформировался в атмосфере широких культурных интересов, привязанностей и пристрастий здесь был совершенно необходим.

В Академии художеств при Б. Угарове-президенте вопросы живописного качества обретали подлинный смысл. Именно с общей культурой художника связывал Угаров возможность развития таланта, его способность к полному самораскрытию и самоопределению в бурных водах художественных течений и умонастроений художественной среды.

При Б.С.Угарове стала расширяться связь Академии с регионами России. В 1986 году было организовано отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток», налажено художественное образование в Красноярском институте искусств и создана там творческая мастерская Академии для повышения квалификации окончивших вуз художников. В 1989 году в Академии было открыто новое отделение дизайна.

Б.C. Угаров придавал важнейшее значение искусствоведческой науке и критике.В 1988 году в системе Академии было создано отделение искусствознания и художественной критики.Сменилось руководство академического Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств. Впервые новый директор был не назначен, а избран научным коллективом. Им стал доктор искусствоведения, профессор В. В.Ванслов - известный ученый-искусствовед и эстетик, признанный специалист в различных сферах искусства, не только изобразительного, но также музыки, балета и театра.

Угаров ориентировал научный коллектив Института на комплексное изучение истории мирового искусства. При его руководстве Академией в Институте впервые был создан отдел по изучению древнерусского искусства, более объективно стали подходить к современному зарубежному искусству, обозначились первые признаки плюралистических позиций в отношении к художественной культуре.

 Академия сознательно освобождалась от своего официозно-реакционного имиджа, постепенно смягчалось своего рода противостояние между Союзом художников и Академией. Одним из вице-президентов Академии был избран известный график Дмитрий Бисти, талантливый художник, в творчестве которого проявлялись тенденции современного искусства. На посту Главного ученого секретаря Академии П.Сысоева сменил приглашенный Угаровым из Ленинграда директор Русского музея, доктор искусствоведения, профессор В. Леняшин - известный специалист по русскому искусств, затем - В.П. Сысое, в дальнейшем -, один из крупнейших театральных художников, профессор Михаил Михайлович Курилко-Рюмин...

Угаров стремился к тому, чтобы Академия художеств пополнялась талантливейшими современными художниками и искусствоведами вне зависимости от их тяготения к тем или иным стилевым направлениям. В период президентства Угарова были избраны действительными членами Академии художеств СССР крупные мастера. Среди них: архитекторы Е.Розанов, А.Ахмедов, Д.Торосян, живописцы В.Сидоров, Д.Жилинский, Е.Зверьков, В.Иванов, А.Левитин (Ленинград), А. Осипов (Якутия), А.Алексеев (Иркутск), графики М.Митурич-Хлебников, И. Богдеско, художник театра Э.Кочергин, искусствоведы Т.Каптерева-Шамбинаго, В. Ванслов, В.Леняшин. Именно в «угаровский период» академиком Академии художеств стал ее нынешний президент Зураб Константинович Церетели, живописец и скульптор, художник исключительного творческого темперамента и организаторского дара.

Среди членов-корреспондентов Академии, избранных в «угаровскую пору», В. Толстой, и М. Некрасова, Н.Бирюкова, Н.Никулин.
Действительными членами и членами-корреспондентами Академии стали значительные мастера из стран СНГ и Балтии: Т.Садыков (Киргизия), М.Мерабишвили и М.Бердзенишвили (Грузия), М.Савицкий(Беларусь), И. Клычев ( Туркмения), Г.Йокубонис, В.Чеканаускас (Литва), А. Акопян и С.Мурадян (Армения). Почетными академиками были избраны выдающиеся зарубежные художники, и в их числе бразильский архитектор Оскар Нимейер. Важное влияние на жизнь Академии оказывали такие художники как Е.Моисеенко, М.Аникушин, Д.Шмаринов, Т. Салахов, А.Мыльников.

Эпоха «перестройки», на которую пришлось президентство Б.С. Угарова в Академии художеств, привнесла в жизнь не только новые возможности для искусства, но и новые проблемы, во всем их драматизме. В этой исторической ситуации президент Угаров искренне полагал, что Академия художеств должна взять на себя сложнейшую миссию дальнейшего собирания высших творческих ценностей в области всех пластических искусств, безотносительно к симпатиям и антипатиям одних мастеров к другим постилевым и «направленческим» признакам. Академия должна была избрать определяющим критерием талант в свободном развитии и глубинном сопряжении с национальной традицией в системе культуры и всей жизни современного мира.

Материал подготовлен на основе статьи академика РАХ А.А.Золотова «Борис Сергеевич Угаров (1922-1991)» ( Сб. «Президенты Академии художеств.(Советсткий Союз-Российская Федерация». Ред. В.В.Ванслов. М.,2006.)


Возврат к списку

версия для печати