БРОДСКИЙ Исаак Израэлевич (1884-1939). Директор Всероссийской АХ 1934-1939



Живописец, график.

Жил в Ленинграде.
25.12.1883 (6.1.1884),с. Софиевка Екатеринославской губ. - 14.8.1939, Ленинград.

Директор Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1934-39).

Окончил  Одесское художественное училище (1896-1902), учился у Д.А. Иори-ни, К.К. Костанди, Г.А. Ладыженского, АХ (1902-09),  П.С. Мясоедова, Я.Ф. Ционглинского, И.Е. Репина (с 1903); пенсионер за границей (Германия, Франция, Италия, 1909-11).

Заслуженный художник РСФСР (1938), доктор искусствоведения (1939), профессор (1932).
 
В период революции 1905-07 гг. рисовал карикатуры для журналов «Пламя» (1905), «Леший» (1906). Организовал и руководил студией рабкоров-художников в Ленинграде (1930-31). Преподавал в ИЖСА (с 1932).

Член СРХ (1910), ТЮРХ (1910), АХРР (1923-28), председатель Общества им. А.И. Куинджи (1930).

Среди произведений: «Похороны жертв 9 января 1905 года» («Красные похороны»), «Серый день» (оба - 1906), «Бой быков в Мадриде» (1909), портрет М.Ф. Андреевой, «А.М. Горький на острове Капри» (оба - 1910), «Поздняя осень», «Зима в провинции», «Сказка», «Автопортрет с дочерью» (все - 1911), портрет Репина (1912), «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» (1920-24), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925, вариант 1926), портрет М.И. Калинина (1926), «Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода», портрет М.В. Фрунзе (оба -1929), «В.И. Ленин в Смольном», «Днепрострой» (оба - 1930), «Выступление В.И. Ленина на проводах частей Красной Армии на Польский фронт» (1933), «Демонстрация на проспекте 25 Октября» (1934), портрет Горького (1937), «Алупка» (этюд, 1937). Исполнил многочисленные графические пейзажи: «Зима» (1921), «Летний сад» (1928), «Аллея парка» (1930).

Награды ведомственные и другие: Премия ОПХ на Всемирном конкурсе (1912), Золотая медаль Международной художественной выставки в Мюнхене (1913), I премия конкурса «Великая русская революция» (1919), Гран При Всемирной выставки в Париже (1937).



И.И.Бродский - директор Всероссийской академии художеств

11 октября 1932 года ЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об учреждении Всероссийской академии художеств. В мае 1934 года ее директором был назначен известный художник-реалист И.И.Бродский.

Тяжелое наследство осталось новому руководству академии после многих лет организационной неразберихи. Прежде всего, в новой школе надо было освободиться от балласта, и директор начал сою деятельность с крутых мер. Была организована специальная комиссия, которая после проверки знаний студентов решила исключить из института более 60 учащихся ввиду их полной неподготовленности. 52 студента были переведен ы в подготовительный класс, 62 – со старших курсов на младшие, 173 оставлены на второй год.

Кроме того, нужно было повысить качество преподавания. Нужны были педагог, способные наладить контакты со студентами, указать им правильный путь. И в академию художеств в 1930-х годах, приходят видные мастера искусства – Б.В.Иогансон, В.Н.Яковлев, .А.Осмеркин, Н.Ф.Петров, П.С.Наумов, В.Н.Мешков, Р.Р.Френц, П.А.Шиллинговский, К.И.Рудаков, М.Г.Манизер, В.А.Синайский. В. И. Шухаев, Д.И.Киплик, М.Д.Бернштейн, Е.М.Чепцов, И.Я.Билибина, М.Г.Манизера, П.Д.Бучкин, А.П.Остроумова-Лебедева, А.Е.Карев, Б.А.Фогель, Л.Ф Овсянникова С.В.Приселков, И. П. Степашкин и др.

Основой художественного образования вновь стал рисунок, Изучались основы композиции, без знания которых нельзя рассчитывать на успех в создании тематической картины или скульптуры.

В Академии художеств были восстановлены индивидуальные мастерские, руководство которыми осуществляли профессора и их ассистенты. Самую многолюдную мастерскую возглавил директор академии И.И.Бродский. Одним из лучших педагогов был Б.В.Иогансон. Он уделял вопросам композиции особенно пристальное внимание, доказывая студентам, что от правильно выбранного композиционного приема, от того, насколько удачна «режиссура» картины и зависит прежде всего ее успех, степень воздействия на зрителя.

Театрально-декорационной мастерской академии художеств с 1926 года более 30 лет руководил профессор М.П.Бобышов. Индивидуальные мастерские скульптурного факультета всероссийской академии художеств возглавляли А.Т.Матвеев и М.Г.Манизер. Графической мастерской стал руководить П.А.Шиллинговский, сочетавший в себе талант графика и живописца с незаурядными организаторскими способностями. К педагогической работе в мастерской он привлек известных мастеров графического искусства И.Я.Билибина и К.И.Рудакова. Под их руководством студенты овладевали сложной техников эстампа, изучали рисунок, акварель, композицию.

В 1936 году в составе Академии были созданы архитектурные мастерские. Их руководителями стали С.С.Серафимов, Л.В.Руднев, И.Г.Лангбард и Н.А.Троцкий. Все они к тому времени накопили большой опыт практической и педагогической работы.

В 1937 году в Институте живописи, скульптуры и архитектуры был создан факультет истории и теории искусства. Его преподавателями стали известные ученые, специалисты по разным разделам науки об искусстве - М.В.Доброклонский, Н.Н.Пунин, С.К.Исаков, В.Ф.Левинсон-Лессинг, Н.Д.Флиттнер, Н.Б.Бакланов, Г.Г.Гримм. Именно они подготовили первый выпуск факультета, состоявшийся в 1941 году.


Материал подготовлен на основе главы историко художественного очерка В.Г.Лисовского "Академия художеств" (Академия художеств. - 2-е изд, переработ. и доп.- Л.: Ленинград, 1982, -224 с..ил.)


Возврат к списку

версия для печати