Российская академия художеств Структура Состав Президент Президиум Российской академии художеств Официальные документы Противодействие коррупции Награды Памятные даты Юбилейные даты 250-летие Академии Императорские мастерские Проекты

ФАЙДЫШ Татьяна Андреевна







Член-корреспондент Российской академии художеств Т.А.ФайдышЖивописец.

Родилась 21.01.1955 г. в Москве.
Член-корреспондент РАХ (Отделение живописи,  2007), член Союза художников России (1983)

Окончила  МСХШ (1973).  Окончила  Московский  государственный     художественный институт им. В.И. Сурикова (1973-1980) - мастерская станковой живописи  профессора Т.Т. Салахова.

Основные работы находятся в государственных музеях  России и за рубежом: в музеях Саратова, Кемерово, Москвы (ГТГ, ММСИ), в музее Zimmerli (Нью-Джерси, США).  Некоторые работы приобретены министерством культуры, а также  частными коллекционерами:  России, США, Италии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Германии, Индии, Франции.

Основные персональные выставки: выставка в галерее «Bindblom» Хельсинки, Финляндия  (1989). Выставка в Телецентре (Москва, 1995).  Персональная выставка  в галерее «Манеж» (Москва). Участник многочисленных выставок в России и за рубежом: 1Х- ХШ выставки молодых художников. (Москва, 1976-1987). Выставка Российского Фонда культуры (Москва, 1987).  Выставка в Турку  (Финляндия), выставка  в галерее «Bodenschaiz»  фонда Вазарелли  (Швейцария, 1988).  Выставка  во Дворце молодёжи (Москва), выставка в галерее «EDIOS» , Германия, аукцион современного искусства  « Labjrinth» Гамбург, Германия, Международная художественная ярмарка «Inter Art international Art Fair   Базель, Швейцария (все 1989). Выставка в галерее  «Kornhaus Rorschach», Германия),  выставка  «Arte Russa Sardegna», Италия, выставка  «Париж – С. Петербург – Москва» (Москва, все 1990).  Выставка «Figuration Krifik  в галерее  «Grand Pale» Париж, Франция и выставка шести художников в Москве. Красный вал (обе 1991).  Выставка «Westartas» (Осло, Норвегия 1992), Осенняя выставка  (Москва, 1993). Выставка в галерее «Gregori” (Вашингтон, США, 1994). Выставка коллекции «Ekkehard  Streletzki (Берлин,  1997). Выставка «Арт – Манеж» (Москва, 1998). Выставка  «Мир живописи» (Москва, Крымский вал, 2001), Выставка « 70 лет МОСХ»  (Манеж, Москва, 2002.  Выставка  «Искусство Женского рода» (ГТГ, Москва, 2003). «Абстракция в России ХХ века» (Русский музей, С. Петербург, 2003). Групповая выставка в галерее Зураба Церетели (Москва, 2004). Выставка «50+50» (ГТГ, Москва, 2006). Выставка «Обитаемые острова» (ГТГ, Москва, 2006). Групповая выставка «5 в одном» ( ММСИ, Москва, 2007), выставка ЭКЗ АРТ  ( Новый  Манеж, Москва, 2007)  С 2004 - 2006 годы преподавала в Институте дизайна и Новых технологий. Преподаватель живописи и рисунка. Работы находятся  в российских и зарубежных музеях .







 «Голос немого поколения». Выставка  Татьяны Файдыш.

Вопросы эволюции  пластической традиции, несмотря на слухи о ее кончине,  с завидным постоянством циркулирует сегодня в искусстве. Вновь и упорно художники дают на них  ответы. Свой ответ предлагает и Татьяна Файдыш, показывая на выставке, состоявшейся в Московском музее современного искусства,  работы 1990-2000-х годов.

С середины  1980-х годов она активно участвовала в художественной жизни Москвы: 16 и 17 Молодежных выставках, затем в  крупных выставочных проектах в России и за рубежом, где выставлялась в рядах «восьмидесятников», поколения, успевшего сделать в 1980-е годы немало в нашем искусстве, но в 1990-е столкнувшегося с ситуацией глобального слома.  Свободное от большинства запретов и предрассудков старших, это поколение обещало  стать самым творчески раскрепощенным, но судьба  сложилась по другому  сценарию: его захлестнул пестрый поток в одночасье расширившегося пространства искусства. «Немое поколение», к которому принадлежит и Татьяна Файдыш,  не обладало ни прочными позициями более старших, ни адаптационными возможностями  не успевших  еще найти собственное лицо, более молодых. Но сформулированное «восьмидесятниками» мировоззренческое и творческое кредо стали  весьма плодотворным для нашего искусства: расширение границ и возможностей живописи, снятие оппозиции между абстрактным и фигуративным, вкус в свободному поиску и чувство безграничных возможностей  станковой картины.   

В ситуации сегодняшней трансформации живописной традиции, ее жизни в современной художественной среде, разумнее говорить не о противостоянии, а сосуществовании различных способов творческого высказывания. Живопись испытывает влияние новых средств художественной изобразительности,  но и сама оказывает влияние на творческое мышление «технологичных» художников. Такое соседство потенциально обогащает всех, и живопись Татьяны Файдыш к этом смысле очень показательна. Она не хочет ни отказываться от традиционной живописной культуры, ни  абсолютизировать  живописный язык, ставший музейным раритетом. Художник идет по пути приращения новации к традиции, их  переосмысления. Что и говорить,

Файдыш свободно экспериментирует, неизменно сохраняя  при этом верность станковой форме. В ее ранних работах 1980-х смелые опыты касаются, в основном, формальной стороны: изучения фактуры, то пастозной и  стихийной, то цельной и монолитной;  неожиданных композиционных решений, декоративных возможностей цвета. В 1990-е начинается следующий этап: живописное решение сочетается в  концепционным. Художнику словно бы тесно в рамках традиционной картинной плоскости, она стремится выйти за ее пределы, обогатить   выразительные, пластические, цветовые возможности. Появляются первые объекты: фанерные плоскости свободной формы, покрытые выпуклыми слоями  красочного теста, овеществленные «куски живописи». Эти эксперименты вскоре приведут ее к пространственным объектам, выполненным из  поролона, в которых цвет продолжает играть главную роль, но фактура нарастает не за счет пастозности красочного слоя, а за счет материального объема не-живописного материала. В этих работах ощутима общая тенденция живописи последних десятилетий: картина распахивается,  «выплескивается» в реальное пространство, словно вовлекая зрителя в недра живописного космоса. 

Ряд работ художника представляют собой опыты по  введению в живописное пространство нехарактерных для него материалов и, тем самым, новых зрительных и тактильных ассоциаций:  веревки и нити, сетки,  прорези на холстах, зеркала и ткани. В этих композициях  пространство живописи не разрушено, но обогащено. Коллажность, от которой в данном случае художник отталкивается, не уводит ее от  живописного претворения, вещный объект мастерски  интегрирован в стихию живописи. Разнообразный материал для Файдыш – глубоко понятый и тонко настроенный послушный  инструмент. Она впечатляюще  свободна и разнообразна в выборе пластических мотивов, и  не является  рабом ни темы, ни материала. Но может и   возвращаться к одному и тому же пластическому мотиву, иногда спустя годы, переосмыслять, находить новую образно-поэтическую интонацию.

Интерпретации пластических тем могут быть самыми разными. Такие работы как «Теннис», являются постановкой и решением острых колористических и композиционных задач, другие, как «Вечер» скорее передают ощущение,  вибрацию чувств. Татьяна Файдыш лирически связана с природным и культурным ландшафтом Тарусы и  Оки, присутствующих в ее работах как гипертекст, но внятно и проникновенно – состояниями  природы, трансформированными в живописное ощущение, окрашенными субъективной теплотой переживания. Для нее характерна  интонация принятия мира (что редкость сегодня  в искусстве!),  и хотя среди  работ художника есть и меланхолические, они не отменяют присущего ей «вкуса к жизни».

Сложная канва ассоциаций, комбинаторика «потока сознания» соседствует с работами, в которых на первый план выходят  геометрика и  симметрия, как в картине «Игра». Перед нами простая и древняя форма, восходящая к архетипическим колесу и квадрату, вращению мандалы -  символическим изображениям, сочетающим в равной мере знак и его телесное воплощение. Как и у древних, у Файдыш слиты до не различения чувственное и умозрительное, человеческие и геометрические фигуры. Колористическая гармония удерживает  декоративное единство пластики и концепционности, статики и движения.    

 Работа большими плоскостями цвета требует от художника большой композиционной культуры, пластического чутья. Как живописец Татьяна Файдыш формировалась в лоне искусства ХХ века: художественные традиции семьи, учеба в Суриковском институте, русское искусство первой половины ХХ века, атмосфера живописных поисков 1960-1980-х годов, были ею впитаны и переосмыслены.
  
Аккордность колорита соседствует в работах художника  с тонкостью и разнообразием цветовых нюансов, работа большими цветовыми плоскостями не исключает  глубоких пространственных тембров. В ее живописи соприкосновения и слияния цветовых масс укрупнены, и то, что вначале может показаться простым цветовым соположением, оборачивается сложными цветовыми нюансами, полутонами, переходами и мерцанием цветовой палитры. Это касается и ритмов линий, геометризованных форм, в которых, при нарочитом упрощении, нет брутальности, скорее, идет раскрепощенная игра, тонкая и  изысканная.  Файдыш любит контрапунктные сопоставления полуабстрактных фигур и натурных элементов – подчеркнуто несерьезных бытовых деталей, следуя которым,  зритель может «вытянуть» живое ощущение предметной среды, «жизненного шума», пережить тепло бытия.
  
Татьяна Файдыш много и разнообразно чувствует, глубоко и напряженно осмысляет. У художника на редкость развита художественная интуиция, позволяющая обрести в искусстве гармонию сердца и ума. Она не ищет нарочито «нового». Органичность и зрелая поступательность в нахождении образного строя картины  – значимые черты ее творчества. Структурность и свободная эскизность, стихия живописного и бесстрашный выход за ее рамки, высокое и повседневное, мимолетное и вошедшее в анналы истории претворены ею в  искусстве как живые и подлинные начала бытия.

А.Флорковская

версия для печати