Выставка графики З.К.Церетели в Пятигорске

 

Другие выставочные залы


Выставка открыта для посещения: 1 - 29 февраля 2020 года
Место проведения: Малый зал Дома Алябьева (г. Пятигорск, ул. Буачидзе, 1)


Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова представляет графические работы Президента Российской академии художеств З.К.Церетели – рисунки и акварели (шелкография) из собрания музея.
Искусство Зураба Церетели сложно отнести к тому или иному художественному направлению ни в масштабах отечественного, ни мирового искусства. Он из тех творцов, которые исповедуют собственную «религию», вовлекая в нее окружающих. Искусство Церетели уже стало классикой, не сводимое к единству стиля, но выраженное своеобразием индивидуального почерка. Рисунки – очень органичное, естественное проявление натуры художника. Он рисует всегда и везде – в пути, на заседаниях, во время разговора с самыми разными людьми.
Герои его произведений, словно странствуют из скульптуры в рельеф, из эмали в живопись, из рельефа в графику, то располагаются на плоскости, то собираются в объемы. Они живут в мире неукротимой фантазии художника, где каждый сюжет, персонаж, воплощенный в разных материалах и техниках, видах и жанрах играет все новыми гранями своей образности.
Люди его любимой Грузии, увиденные на базарах, и улочках старого Тифлиса – горшечники, торговцы, дворники, уличные музыканты – характерные грубоватые корявые фигуры, явно утрированные, но всегда на радость живые, с тяжелыми кистями натруженных рук, предстают в рисунках индивидуально, укрупнено, занимая собой все пространство белого листа бумаги. Церетели извлекает их из небытия, из глубин своей зрительной памяти, выводит на первый план, представляет во всей их монументальной значительности. На какой – то миг этот скрипач с руками крестьянина и тонким одухотворенным лицом артиста; эта грузная старуха, продавщица глиняных кувшинов, эти две женщины в покрывалах, сложившие ладони в молитве занимают все внимание художника, а вместе с ним и зрителя, оказываются в «центре мирозданья» – и отходят, с новыми и новыми людьми, сливаются с ними в толпу.
Рисунок остается основой цветной графики мастера - всегда очень яркой, насыщенной звонкими открытыми цветами, резкими сочетаниями желтого, красного, синего с белым – оставленной нетронутой бумагой и черной тушью. Те же, что и в рисунках, воскресшие и переломившиеся в памяти художественно обостренные типы – дворники, торговцы, нищие, просто мужчины и женщины – в цветных композициях обретают большее обобщение и отстранение. Они как бы уводятся в некий особый фантастический, звенящий цветом сказочный мир, возносятся над землей, уходят из реального времени в иное временное пространство. С одинаковой увлеченностью мастер исследует реальность и погружается в природу бессознательного, создавая произведения, отмеченные выразительным индивидуальным началом.

На основе пресс-релиза






версия для печати