Выставка произведений Олега Целкова «Я не здешний, я чужой» в МАММ

 

Другие выставочные залы


Дата проведения: 10 сентября-15 ноября 2021 года
Место проведения: Мультимедиа Арт Музей (Москва, ул. Остоженка, 16)

Московский Мультимедиа Арт Музей и Tsukanov Family Foundation представляют выставку, посвящённую памяти почётного зарубежного члена Российской академии художеств Олега Целкова — классика российского и мирового современного искусства, одного из лидеров советского нонконформизма, без которого сложно представить себе историю этого художественного явления.
«Я не здешний, я чужой», — говорил о себе Целков. Эти слова предельно точно отражают его бескомпромиссный характер. Индивидуалист, рожденный в эпоху удушливого коллективизма, он до конца жизни не вписывался в «предлагаемые обстоятельства», следуя единственной цели — делать картины, которые до него «не писал ни один художник».
Олег Целков родился в 1934 году в Подмосковье. В 1949 году без подготовки поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу при Институте им. В. И. Сурикова — альма-матер целой плеяды будущих звезд неофициального искусства, среди которых Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский. По воспоминаниям Целкова, его пытались выгнать из школы каждый год — уже тогда работы юного художника резко осуждали за несоответствие соцреалистическим канонам.
В 1953 году он чудом закончил МСХШ, однако поступить в Суриковский институт ему не дали. Целков уехал в Минск, учился в Белорусском театрально-художественном институте, откуда в 1954 году его исключили «за формализм», а в 1955-ом он был отчислен с первого курса Ленинградской Академии художеств. Высшее образование Целкову удалось получить только в 1958 году — он закончил Ленинградский государственный театральный институт, получив специальность художника-технолога сцены. Впрочем, сам себя он считал художником-самоучкой, подчеркивая, что его живописная система формировалась за пределами учебных заведений.
Свои ранние работы Целков создавал под впечатлением от живописи объединения «Бубновый валет», тайком увиденной в запасниках Третьяковской галереи и Русского музея. Несмотря на хрущевскую «оттепель» и относительное ослабление цензуры, его картины практически не участвовали в официальных выставках и ядовито критиковались функционерами от искусства. Тем не менее уже к концу 1950-х годов Целков стал одним из самых популярных художников в интеллектуальных кругах сначала Ленинграда, а затем и Москвы, куда он переехал в 1961 году.
Решающей точкой отсчета в творчестве Целкова стал 1960 год, когда, работая над картиной «Портрет», он «впервые, — и первый, — случайно „стянул“ с лица лицо „по образу и подобию“ и увидел — ЛИЦО». Этот мощный пластический образ Целков развивал на протяжении всей жизни — его персонажи обретали тела, росли и множились, а их интерпретации менялись в соответствии с веяниями времени. В «мордах» Целкова, написанных едкими анилиновыми цветами, видели то пародию на тоталитарное общество, безликого «советского человека» или — шире — на «массового человека.
В 1965 году в Институте атомной энергии имени И. В. Курчатова прошла первая персональная выставка Целкова, устроенная студентами-физиками — она простояла два дня, затем ее потребовали закрыть. Выставка, организованная в 1970 году в московском Центральном доме архитекторов, и вовсе простояла около 15 минут. На следующий день Целкова исключили из Союза художников, фактически лишив возможности участвовать в выставках и получать заказы (восстановиться помогло только заступничество близкого друга — известного поэта Евгения Евтушенко).
«Немножко чужой повсюду» Целков держался особняком и в кругу художников-нонконформистов. Он не входил ни в одну из художественных группировок, стихийно формировавшихся в 1960-е годы. В 1974 году принципиально отказался участвовать в печально известной «Бульдозерной выставке», организованной неофициальными художниками на пустыре в Беляево и варварски уничтоженной сотрудниками силовых органов с помощью поливальных машин. «С моей очки зрения, диссиденты, что-то доказывая, тем самым уравнивают себя с властью, — говорил Целков. — Я с ними не игрок».
В 1977 году под давлением властей художник покинул родину и уехал в Париж. Прожив во Франции более 40 лет, он так и не принял французское гражданство, оставаясь апатридом с «нансеновским» паспортом (российское гражданство он получил только в 2015 году). По словам Целкова, за границей он по-прежнему плохо вписывался в художественные процессы, однако его узнаваемый и самобытный стиль привлек внимание галеристов и коллекционеров, что сделало его одним из самых дорогостоящих российских художников.
Биография Целкова сопряжена с многочисленными легендами, анекдотами и байками, часть из которых увековечена в русской литературе — так, в книге «Соло на ундервуде» Сергей Довлатов в красках описывает, как Целков продавал картину Артуру Миллеру. Неиссякаемая витальная энергия художника питала его персональную мифологию и позволяла ему работать каждый день с утра до вечера в течение долгих лет. Потеряв зрение и возможность писать, Олег Целков ушел из жизни.
На выставке в МАММ будет показан фильм Tselkov Walk («Путь Целкова») французского режиссера Николя Идиро, в основу которого легло эссе лауреата Гонкуровской премии Эмманюэля Каррера. В кинозале музея 25 сентября, 16 октября и 20 ноября в 17:00 пройдут показы документального фильма «Я не здешний, я чужой» (режиссер: Александр Шаталов) о жизни и творчестве художника.

На основе пресс-релиза Музея
Управление информации (пресс-служба) РАХ






версия для печати