Проект «Пути веры. Искусство Андрея Есионова в семи церквях Рима» («Percorsi della Fede. L’arte di Andrey Esionov in sette chiese di Roma»)

 

Другие выставочные залы


Фотографии предоставлены Центром Российской Науки и Культуры в Риме
С 17 мая по 5 декабря 2022 года в Риме будет открыта персональная выставка живописных полотен русского художника, академика Российской академии художеств и почётного члена Флорентийской академий художеств Андрея Есионова. Проект «Пути веры. Искусство Андрея Есионова в семи церквях Рима» («Percorsi della Fede. L’arte di Andrey Esionov in sette chiese di Roma») представит картины мастера одновременно в семи центральных базиликах итальянской столицы: Пантеоне/Санта-Мария-ад-Мартирес, Иль-Джезу, Сан-Марко, Сант-Андреа-делла-Валле, Сан-Лоренцо-ин-Лучина, Санти-Винченцо-э-Анастасио, Санта-Мария-ин-Кампителли (Pantheon/Santa Maria ad Martyres, San Marco Evangelista al Campidoglio, Gesù Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi, Sant’ Andrea della Valle, San Lorenzo in Lucina, Santa Maria in Campitelli). Уникальный проект реализуется силами Викариата Рима и издательского дома «Il Cigno Gg Edizioni Roma» по инициативе Ватикана, при содействии Министерства культуры Италии в честь провозглашенного Папой Франциском специального года, посвященного семье (Amoris laetitia) и торжественного проведения X Всемирной встречи семей, которая запланирована на июнь 2022 года.
В официальной программе мероприятий:
17 мая 2022 (вторник) в 19:00 в базилике Сан-Марко (San Marco Evangelista al Campidoglio) состоится пресс-конференция Витторио Згарби об искусстве Андрея Есионова, которую откроют Монсеньор Ренцо Джулиано (Mons. Renzo Giuliano) ректор базилики и Лоренцо Зикики (Lorenzo Zichichi) директор издательского дома «Il Cigno Gg Edizioni Roma»;
19 мая 2022 (четверг) в 20:00 в базилике Сант-Андреа-Делла-Валле (Sant Andrea della Valle) состоится открытие выставки «Пути веры. Искусство Андрея Есионова в семи церквях Рима», её представит ректор базилики. Прозвучит концерт двух сопрано Анны Кошиной (Россия) и Софии Чайки (Украина) со струнным квартетом под управлением Роберто Джулиани (Roberto Giuliani, Conservatorio di Santa Cecilia), будет исполнена полная светлой грусти, проникающая в самое сердце музыка Джованни Перголези (G. B. Pergolesi Stabat Mater), Йозефа Гайдна (F. J. Haydn Stabat Mater XIII Quando corpus morietur), Лоренцо Перози (L. Perosi La resurrezione di Cristo duetto delle due Marie al Sepolcro), Вольфганга Амадея Моцарта (W. A. Mozart Ave Verum Corpus), в продолжение программы свои стихи о мире прочтёт поэтесса Франческа Мерлони (Francesca Merloni) и завершит открытие сольный концерт пианиста Ремо Анзовино (Remo Anzovino );
20 мая 2022 (пятница) в 19:00 в базилике Пантеон (Pantheon/Santa Maria ad Martyres) в рамках выставки «Пути веры. Искусство Андрея Есионова в семи церквях Рима» состоится открытие экспозиции картины художника «Тайная вечеря», которую представят директор Пантеона Габриела Мусто (Gabriella Musto) и ректор базилики Даниель Микелетти (Mons. Daniele Micheletti), в честь события свои стихи прочтёт поэтесса Франческа Мерлони (Francesca Merloni) и прозвучит сольный концерт пианиста Ремо Анзовино (Remo Anzovino).

Большинство русских художников, из тех, кого воспринимают всерьез, продолжают получать традиционное академическое образование, которое не искажено приспособлением к практикам анти-академизма, но базируется на ремесле, как оно развивалось в XX веке, выйдя за пределы авангарда в его хороших и плохих проявлениях. Художника учат «историческому искусству», как его называют, и я бы сказал, что называют справедливо: по мере своего развития художник может прийти к отрицанию этого искусства, однако он обучился тому ремеслу, которое когда-то позволяло называться художниками, и которое способно вести разговор с людьми нашего времени.
Андрей Есионов, будучи до мозга костей русским художником, является исключительным примером этого типа образования. Он не только чувствует себя обязанным академическому знанию, но убежденно верит в невозможность отказа от него, лично прилагая усилия к тому, чтобы продолжать его уроки. То, как он работает, можно увидеть благодаря интернету (вот современный способ распространения древнего ремесла), – говорит о понимании им живописного творчества больше, чем любое посвященное ему исследование. В основе всего лежит рисунок, всегда главный согласно академическому предписанию, который, прежде всего, призван перевести замысел в определенные фигуры, представив их не во всех деталях, но в главных контурах, обозначить пространство, которое затем заполнит растворенный в воде цвет, придав появившемуся изображению намеренно хрупкую форму. Тень и свет сменяют друг друга без всякой последовательности и ложатся на поверхность так, словно художник открыто заявляет о том, что даже самые реалистично изображенные им элементы являются все же плодом его фантазии. Поэтому возникает впечатление, что в живописи Есионова все стремится остаться внутри пространства исключительно ментальной природы, как будто повиснув в воздухе, чтобы находящаяся позади глубина не увела изображение в пучину неясности. Есионову удается немногими точными мазками передать подлинное веяние жизни, сообщить достоверность замыслам, сотканным из дыма и пара. В памяти оживают примеры художников, которые были обращены к великой реалистической традиции еще больше, чем главный представитель русского импрессионизма Валентин Серов. Но в своем чудесном проявлении вызванная Есионовым зримость могла бы в любой момент растаять, как лед на солнце, если бы это пришло в голову художнику, который в данном случае является своего рода волшебником. Думаю, что в этом постоянном ощущении хрупкости, которая сосуществует с грандиозными по своей сценографической зрелищности композиционными построениями, заключается большая часть очарования живописи Есионова. Он словно показывает фокус, раскрывающий самую созвучную искусству ценность: осознанное представление себя как иллюзии в мире иллюзий, не считающих себя таковыми. Что может быть более настоящим, чем иллюзия, которая предлагает себя в качестве иллюзии?
Работы Есионова представлены в семи исторических римских церквях (Пантеон/Санта-Мария-ад-Мартирес, Иль-Джезу, Сан-Марко, Сант-Андреа-делла-Валле, Сан-Лоренцо-ин-Лучина, Санти-Винченцо-э-Анастасио, Санта-Мария-ин-Кампителли). Некоторые из этих церквей хранят великие шедевры прошлого (Доминикино, Ланфранко и Прети в церкви Сант-Андреа-делла-Валле, Рени и Вуэ в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, Поццо и Бачичча в церкви Иль-Джезу – это лишь некоторые примеры). Но в работах Есионова я вижу скорее их отличность от этих шедевров, нежели последовательность. В них художник размышляет о вкусе прошлого, который невозвратно изменился, что совершенно естественно. Конечно, было бы очень легко и столь же банально сопоставлять ремесло Есионова с его блестящими предшественниками: между ними есть точки сближения, начиная с исходного замысла художественной рукотворности. Но, в конечном счете, преобладают именно различия, и я бы сказал, что это справедливо. Возможно, отличается и религиозность, с которой Есионов сопоставляет себя через свои произведения. Он не является пропагандистом веры, что было справедливо для упомянутых выше художников; Есионов – это человек, осознающий, что он живет в эпоху светскости, если не атеизма, каковой является сегодняшняя эпоха. Он должен заново придумать Священное Писание, чтобы обновить его повествование и снова сделать его привлекательным, как это происходит в его «Тайной вечере» без обеденного стола, где Христос кажется главой сообщества хиппи. Так это происходит в его «Благовещении», где тайна сосредоточена в трансцендентности, которая как будто находится на стороне зрителя, а не среди персонажей сцены. Так это происходит в его «Судном дне», который мог бы быть обложкой книги в жанре хоррор, или же в его чувственном и поэтичном «Сотворении мира», напоминающем афиши некоторых фильмов, которые когда-то запрещались к просмотру для тех, кто не достиг 14 лет. Есионов обладает талантом, в котором отражается глубинное свойство современного русского искусства: умение быть популярным в силу доступности широкому зрителю, у которого нет специального образования в этой области. Именно к этому зрителю должно снова обратиться искусство, чтобы поддерживать в жизни человека то значение, которое оно имело во времена Рени, Ланфранко или Бачичча. Этот урок тоже может быть полезным для Запада, который потерялся в лабиринтах интеллектуализма, все более пустого и неубедительного, все более ориентированного на ловких торговцев и богатых коллекционеров, которых в искусстве интересует лишь статус кво.
Куратор выставки Витторио Згарби (Vittorio Sgarbi).

Андрей Кимович Есионов родился 30 ноября 1963 года в русской семье в Ташкенте. В 1981 году автор закончил Республиканскую специализированную музыкально-художественную школу-интернат по специальности художник-график. Получил академическое образование на отделении станковой живописи в Ташкентском государственном театрально-художественном институте им. А. Н. Островского.
Андрей Есионов – академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 2018), почётный академик Флорентийской академии изящных искусств и рисунка (Accademia delle Arti del Disegno), член Творческого Союза художников России, Московского Объединения художников Международного художественного фонда, ВТОО «Союз художников России». Награжден почетной медалью «За заслуги перед Отечеством II степени», золотой медалью Российской академии художеств и серебряной медалью Творческого Союза художников России, лауреат международных и национальных выставок. Художник является одним из ярких представителей течения постсоветского провидческого неореализма.
Персональные выставки автора: «Москва и москвичи» в залах Российской академии художеств, Москва, (2013); «Moscou et moscovites» в галерее Artspace Galleries-Art Galleries Europe, Париж (2013); «От А до Я в пространстве художника» в залах МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели, Москва (2014); «Отражения в цветной воде» в Московском музее современного искусства (ММОМА), Москва, (2016); «Отражение» в Строгановском дворце Государственного Русского музея, Санкт-Петербург (2016); «Искусство превращений» в Самарском художественном музее (2017); «Равновесие» в Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан, Казань (2017); «Войти в реку дважды» в Государственном музее искусств Узбекистана, Ташкент (2017); «Neonomadi e Autoctoni» в выставочном зале Accademia delle Arti del Disegno di Firenze, Флоренция (2019), «Visionary realism» в музее San Salvatore in Lauro, Рим (2020); «Предварительные итоги» в Галерее современного искусства ГМИИ РТ, Казань (2021); «Вооружённый зреньем» во флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры им. Щусева, Москва (2022).
Работы художника находятся в коллекциях известных музеев: Московском музее современного искусства (ММОМА, г. Москва), Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (г. Казань), Самарском художественном музее (г. Самара), Государственном музее искусств Узбекистана (г. Ташкент), музее Академии изящных искусств и рисунка (Accademia delle Arti del Disegno, г. Флоренция) и других.
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств
на основе релиза Ватикана






версия для печати