Выставка «Ольга Булгакова. Александр Ситников. Наталья Ситникова. Живопись. Объекты» в Саратове

 

Другие выставочные залы


Выставка открыта для посещения: 30 сентября – 4 декабря 2022.
Место проведения: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева (Саратов, Первомайская, 75).

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет выставку произведений академиков РАХ Ольги Булгаковой и Александра Ситникова, а также члена-корреспондента РАХ Натальи Ситниковой.
Саратовский зритель имел счастье увидеть творчество выдающихся современных художников Ольги Булгаковой и Александра Ситникова в 2008 году, когда состоялась их первая персональная выставка в залах Радищевского музея. Но это не было первым знакомством с искусством прекрасных мастеров. В начале восьмидесятых работы Ольги Булгаковой «Семейный портрет» и Александра Ситникова «У моей дочки красивая мама» были приобретены музеем и, став украшением собрания русской живописи ХХ века, часто появлялись на выставках и вошли в открывшуюся постоянную экспозицию «Шедевры ХХ века в Радищевском музее».
Имена Ольги Булгаковой и Александра Ситникова впервые мощно зазвучали в семидесятые годы, а сами авторы сразу же стали ключевыми фигурами поколения «художников-семидесятников». Их творчество, давно вписанное в историю русского искусства ХХ века на правах первой величины, с течением времени менялось: менялся образный язык, живописная манера (у О. Булгаковой это проявилось сильнее), но неизменной оставалась духовная напряжённость и качество живописи. Собранные на выставке произведения представляют собой путь художников, с непрерывными размышлениями о самом сокровенном: предназначении человека, поиске веры, миссии художника, свободе и несвободе.
В этом году выставка является династической: наряду с произведениями Ольги Булгаковой и Александра Ситникова представлены и композиции их дочери – Натальи Ситниковой, той самой «девочки с семейных портретов», которая уже сама стала ярким и мощным автором, создавшим собственную живописно-пластическую систему.
Экспозиция объединяет работы художников, написанные в 2000-2020 гг., и состоит из трёх разделов, в каждом из которых показано творчество одного из участников выставки.
Искусство Ольги Булгаковой представлено тремя основными сериями, над которыми она работает последние десятилетия. Это «Имена», «Матриархат» и «Библейские эскизы». В этих циклах художник обращается к священной истории, мифопоэтике, философии. В серии «Имена» исследуется архетип имени, ментальный первообраз, обретший через конкретное поименование свою сущность. Свои размышления О. Булгакова облекает в экспрессивные, психологически насыщенные живописные образы, в которых интенсивный цвет, преображая реальность, становится иносказательным и приобретает характер метафоры. Словно из живописной магмы проступают лица, написанные условно, лишённые какой-бы то ни было детализации. Напряженный, контрастный колорит, построенный на многообразии цветовых сочетаний, звучит в разных тональностях: то мягко и нежно, то страстно и драматично, претворяя представление о сущности имени в визуальную образную систему. В серии «Матриархат» перед нами проходят образы «праматерей человеческого рода». Огромные, словно рождённые из самых глубинных природных недр, они и сами олицетворяют собой мощные, неподконтрольные силы природы, из которых появляется всё сущее на Земле. «Библейский цикл» никоим образом не является иллюстрацией к священным текстам, это пронзительные, наполненные одновременно драматизмом и светом, личные, очень внутренние переживания и размышления о сущности веры, страдании и обретении, жертвенности, всепрощении и силе любви.
В следующем разделе выставки представлены работы Александра Ситникова. Авторский стиль художника вобрал многое из образной и пластической системы искусства архаики и древнерусской иконописи, авангарда и европейского модернизма. Отвергая традиционные принципы изобразительности, покоящиеся на различных формах имитации реальности, А. Ситников, ориентируясь на символистский опыт, показывает скрытый смысл «вещей», создавая систему художественных иносказаний. Его волнуют вечные, экзистенциальные проблемы: смысл бытия, свобода и несвобода человека, взаимоотношение художника – честного, не подвластного конъюнктуре творчества и власти. Большинство работ посвящены теме исторической и культурной памяти.
Александр Ситников изображает людей, события, явления не такими, как они представлены «снаружи», а своего рода их «внутренние пиктограммы»; проявляет-выявляет невидимое, сверхчувственное – идеи, метареальность, архетипы. В композициях автора, наполненных мифологическими шифрами и символами, элементы реальности перемешаны с представлениями, ассоциациями, с фрагментами, рожденными фантазией, взглядом в сокровенные глубины своего «я». Словно освобожденная, подвижная субстанция подсознания трансформируется в образы-знаки, которые строят пространство разыгрываемой пантомимой. Это некие условные «маски масок», знаки людей и жестов, не претендующие на сходство с людьми, но способные со всей отчаянной правдой изображать их.
Наталья Ситникова – один из самых ярких представителей современного абстрактного искусства. На выставке показаны произведения, относящиеся к программной серии художника под названием «Вертикаль». Над этой серией она работает более десяти лет. Вытянутые по вертикале холсты, объединённые в единый, целостный визуальный ряд, создают эффект мощного полифонического звучания. Это не статичные полотна, а «живые сущности», пульсирующие в своей внутренней динамике цвета, фактуры, линий. Также, как и родители, Наталья Ситникова – художник-философ, художник-экзистенциалист, создавший свою образно-пластическую систему. Само название серии – «Вертикаль» символическим образом определяет путь живой визуальной энергии, развивающейся снизу вверх, это путь от земли к небу, это вертикаль духа, это истинное предназначение искусства – устанавливать и отражать связь человека с мирозданием.
На выставке, в едином экспозиционном пространстве, произведения Ольги Булгаковой Александра и Натальи Ситниковой ведут диалог друг с другом, демонстрируя, при всей образно-стилистической непохожести, удивительную внутреннюю сущностную близость.
Елена Дорогина, заведующий Отделом современного искусства Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. 







версия для печати