Памятник Оноре де Бальзаку работы З.К.Церетели открыт во Франции

 

На юге Франции, в городе Агда, на площади перед Дворцом Конгресса торжественно открыт памятник О. Де Бальзаку работы Зураба Церетели. На церемонии присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации по центральному округу Г. Полтавченко, мэр Агды г-н Жиль Д'Этторе, президент Российской Академии художеств Зураб Церетели, другие общественные и политические деятели.
Памятник автору эпопеи «Человеческая комедия» О. Де Бальзаку установили в городе Агда, расположенном на берегу Средиземного моря. По заявлению самого автора в одном из интервью: «Я счастлив, что это работа дает мне возможность продемонстрировать новую концепцию исторического памятника. Это не просто скульптурный портрет писателя, а, в значительной степени, памятник эпохе, истории. Ведь личность великого человека - не только его фигура, черты его лица, но и весь мир, который его окружал, в котором он появился, от которого зависело формирование его судьбы, который и сам он, безусловно, в значительной степени формировал своими великими произведениями». Таким образом, это памятник не только самому великому писателю, но также - великому времени, великому народу, который подарил миру гения литературы.
Синтетический образ нового памятника многогранен. Он так же многообразен и многолик, как творчество Бальзака. Его можно рассматривать со многих точек зрения, каждый раз находя для себя что-то новое, необычное и неожиданное. «Это как бы бронзовая книга истории, страницы которой запечатлели человеческие страсти и слабости, человеческую красоту, великий дух могучего творческого потока, который связан с именем Оноре де Бальзака. А самое главное - что он выражает любовь и признательность, которые всегда испытывала Россия к великой, прекрасной и свободной Франции» («Новый Вернисаж»). Такая развернутая программа и утверждение новой концепции исторического памятника воплотились в уникальное  произведение монументального искусства. Достаточно вспомнить на русской почве многофигурные композиции памятника к 1000-летию России в Великом Новгороде (1862 г., скульптор М.Микешин), со 128 изваяниями «всех достойных людей», его же памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге в окружении соратников (1862-1873 гг.) или значительно менее насыщенный горельефными фигурами, созданными по рисункам А.А. Агина, памятник баснописцу Крылову в Летнем саду барона П.К. Клодта (1855 г.), целый ряд памятников второй половины ХIХ века в России c центральной фигурой, окруженной другими персонажами... Эти приметы убеждают в стойкости идеи скульпторов создать повествовательное произведение.
Российский литературоцентризм в стилистике русской академической школы, видимо, глубоко вошел в корни творческого мышления некоторых художников-монументалистов. И если говорить о новой концепции исторического памятника, то скорее нужно иметь в виду новый виток пластического мышления, осложненного реалиями современного искусства. Так, клиповое видение картинки и сюжета несомненно влияет на формирование визуальных рядов в произведениях современных авторов, поэтому неожиданность сочетания архитектуры и фигур людей, мебели и предметов декоративного искусства, атрибутов писательского труда - чернильницы с гусиным пером, сюжетных сцен и книжных нагромождений - не кажется очень странным. Действительно, разномасштабные фрагменты памятника Бальзаку - сюрреалистическое сочетание культовых архитектурных эмблем Парижа и Франции - Триумфальной арки и Собора Парижской Богоматери, замков, домов, крепостной башни - и среди всего сидящая фигура писателя - этот круговорот форм, соединение «мертвого и живого», производят фантасмагорическое впечатление. Фигура Бальзака буквально обставлена этими предметами и архитектурными произведениями, а над ней возвышается гора книг, которые только чудом не рассыпаются. Сама фигура занимает и по массе, и по объему небольшое место в композиции, не является ее пластическим центром но своей центростремительной умозрительной силой «скрепляет» всю композицию памятника. Взятые из разных смысловых и ассоциативных уровней люди и архитектурная среда, подвергнутые смелой контаминации, создают поистине вселенскую синтетическую картину с узнаваемыми деталями - домиком, стенами и башнями замков города Тура, где родился Бальзак, 40 персонажами его произведений, - кстати, кратным количеству действующих лиц у самого Бальзака, число коих достигло 4 тысяч, - знаменитыми бальзаковскими типажами всех сословий и профессий, различных слоев общества. И вся эта вселенная - документальная среда и продукт писательского воображения - закомпанована в устойчивый классический треугольник, с пространственным прорывом Триумфальной арки слева - прозрачный, буквальный намек на чтение - слева направо.
Сложносочиненность скульптурной композиции 3. Церетели с натуралистическими фрагментами и деталями - своеобразная метафора всего творчества Бальзака, мистика по натуре, одного из наиболее ярких представителей французского натурализма. Созданная писателем грандиозная картина французского буржуазного общества первой половины XIX века не только номинально присутствует в композиции памятника, но служит базой для ассоциативного восприятия, трудно переводимого на пластический язык повествовательного ряда, интеллектуального и духовного смысла литературного произведения. Поэтому и говорить в этом случае надо не об образе писателя, а о реалиях Франции и созданных за 50 лет жизни 90 романах Бальзака, напоминании обо всем его творчестве. Вот почему это, скорее всего, памятник не Оноре де Бальзаку, а его творчеству, где бронзовая реальность самого писателя соприкасается с реальностью его персонажей, архитектурный фон служит окаймлением творчества и постаментом гению, а продукт труда - книги - заполняют все обозримое пространство скульптурного произведения. Но в любом случае - памятник Бальзаку З.Церетели дает богатую пищу для глаз зрителя и будит воспоминания о жизни писателя, у которого человек - всегда продукт окружающей среды. А в памятнике она явлена во всей убедительности пластического претворения.

Текст: Валерий Перфильев, журнал «ДИ» №2 2004






версия для печати