М.Чегодаева. Статья «Не могу промолчать». 2007.

 

Издательство Московской школы акварели Сергея Андрияки выпустило альбом-монографию «Виктор Цыплаков». (Москва, 2006. Автор вступительной статьи и составитель Л.Я.Тимченко.) Виктор Григорьевич Цыплаков, у которого посчастливилось мне учиться в Суриковском институте в 1950-53 годах - художник редкой природной одаренности, чувства цвета, умения передать живое состояние природы. Его пейзажные этюды часто не уступают работам его учителей Сергея Герасимова, А.Осмеркина, И.Грабаря (лучшего «импрессионистического» периода) и принадлежат к подлинным достижениям русского импрессионизма. Смею утверждать, что под некоторыми его вещами не отказался бы подписаться и Константин Коровин.

К несчастью, незаурядному таланту Цыплакова не суждено было реализоваться в полной мере. Его судьба, как и судьба многих его сверстников, художников поколения 1940-х, начала 50-х годов, оказалась, поистине, трагической. Отличные профессионалы, многие - как Цыплаков - по настоящему талантливые живописцы, они вступили в жизнь искусства, когда в нем официально насаждалось угодливое славословие Сталина и ЦК КПСС, писались «бригадным методом» под руководством именитых мэтров огромные холсты на «идеологические» темы (чаше всего со Сталиным), цинично рассчитанные на получение сталинской премии. Цыплаков «поддался» как и другие. Под руководством В.Ефанова написал вместе с С.Дудником и К.Максимовым «Торжественное вручение ордена Ленина городу Москве в честь 800-летия». 1949; с Ю.Кугачом и В.Нечитайло изготовил внушительный холст «Великому Сталину - слава», 1950. Искушение было слишком велико: создание подобных работ, получение сталинской премии обеспечивало молодым художникам материальное благополучие, закупки в ГТГ, официальные заказы, статью в Большой советской энциклопедии...

Не нам их судить. Они расплатились за свои «успехи» дорогой ценой - угасанием таланта. Из одних практически «ничего не вышло», из других - много меньше того, на что они были способны, к чему подготовлены своими учителями. Наш долг сохранить, показать то лучшее, что было ими создано вопреки официозу. Увы! Альбом-монография о Цыплакова ни в малейшей мере не отвечает этой задаче. Подбор работ далеко не равного качества, плохие, искажающие цвет репродукции, не дают даже отдаленного представления о подлинном живописном мастерстве Цыплакова. Об искусствоведческом уровне вступительной статьи можно судить хотя бы по следующему «научному» анализу»: «Обращает на себя внимание композиционное решение произведения («В.И.Ленин. 1947. М.Ч.) Если в картине Тициана «Бичевание Христа» центром композиции является сердце Христа, то в картине Цыплакова - нос вождя». Это без шуток.
Однако, нетрудно заметить, что не творчество Цыплакова было истинным предметом интереса авторов и издателей альбома. Ими двигало совсем иное: стремление за счет давно умершего мастера свести счеты с тем, что ненавистно им сегодня, опорочить, унизить «неугодных» им художников, не останавливаясь перед прямой клеветой. А, как можно судить по альбому, ненавистно господам Г.В.Цыплакову-Таежному, Л.Я.Тимченко, С.Н.Андрияке буквально ВСЁ, что происходило в нашем искусстве после смерти Сталина - все направления в живописи, все свершения художников 1960-70-х годов, (как, впрочем, и искусство 1920-х-начала 30-х); всё, что происходит в России сегодня. И, прежде всего, для них не приемлема современная Академия художеств, ее свободная художественная политика.

Сталинизм,- вот истинная «духовная родина» авторов альбома. Зубодробительная сталинская художественная политика - их идеал, возврат к ней - их мечта, к счастью, надеюсь, несбыточная. «Уровень культуры был достигнут в тот период (послевоенные сталинские восемь лет. М.Ч.) наиболее высокий за все советское и особенно постсоветское время, когда руководить учреждениями культуры, изобразительного искусства стали совершенно случайные люди, едва ли осознающие, что такое отечественная культура. Высокий качественный уровень советского искусства 1930-1950-х годов, ныне небрежно именуемый дельцами «соцартом», давно признан в мире. Не случайно так энергично распродаются и увозятся за рубеж предметы культуры этого периода для создания и пополнения там частным коллекций». Автор статьи по невежеству или преднамеренно путает понятия «социалистический реализм» и «соцарт» («соцарт» - оппозиционное течение 1970-х годов, пародия на социалистический реализм»), но отлично знает, что «шедевры» советского официоза и, прежде всего, портреты Ленина, Сталина, других лидеров КПСС усердно «раскручиваются за рубежом, вызывая издевательски-презрительный интерес, сбываются по высокой цене. Уж не надеются ли «наследники» Цыплакова «раскрутить» и продать за рубеж некоторые его «сталинские» работы? «Закономерно, что после кончины Сталина, художники, изображавшие его при жизни, были допущены в Колонный зал, чтобы запечатлеть вождя на смертном одре. Цыплаков оказался в числе этих художников…» Цветная репродукция «Сталина в гробу» почтительно приводится в альбоме.

То обстоятельство, что именно в этот сталинский период советской культуры постановлениями ЦК КПСС были творчески уничтожены Шостакович, Прокофьев, Ахматова, Эйзенштейн, стараниями А.Герасимова и возглавляемой им тогда Академии художеств разгромлен Суриковский институт - опорочены и лишены права преподавания прямые учителя Цыплакова С.Герасимов, А.Осмеркин; слово «импрессионизм» звучало политическим приговором, живое видение мира выжигалось каленным железом из живописи и преподавания («Я вытравлю из вас Сергея Герасимова!» - кричал на студентов сменивший С.Герасимова Ф.Модоров) - авторам альбома представляется «высшим достижением».

Ну что ж, сделанный ими альбом-монография и впрямь «оттуда», из того времени. Под ним с удовольствием подписались бы присяжные «искусствоведы в штатском» образца 1949 года. Не жалеют авторы черных красок, чтобы всячески измарать живописцев «сурового стиля», изобразить их «продажными конформистами». (Те, что писали в расчете на «сталинскую премию» картины с Великим Вождем конформистами, естественно, не были). Оскорбляются крупнейшие наши мастера, такие как Д.Жилинский, В.Иванов, П.Никонов, Т.Назаренко. А уж о современном состоянии художественного образования в Суриковском институте, говорится как о чем-то, чуть ли не криминальном. Идет в ход откровенная ложь, не щадится не только память Виктора Григорьевича, но и память его внука Н.Г.Цыплакова-Таежного, погибшего молодым в автомобильной катастрофе. В своем стремлении опорочить Академию, институт, его нынешних преподавателей, авторы альбома не стыдятся спекулировать на этой трагедии. Оказывается, причиной гибели молодого художника стало то обстоятельство, что ему, «потомственному реалисту» пришлось учиться в Суриковском институте (и, если верить статье, блестяще защитить диплом) в мастерской у Татьяны Назаренко! «На чуждом ему поприще он был обречен». Ужас! Как восклицает в «Мертвых душах» дама, приятная во всех отношениях: «Ну, просто оррёр, оррёр, оррёр!»

Впрочем, не так уж все ужасно в нашей художественной жизни. В то время, как Академия художеств, воссоздавая Храм Христа Спасителя каким-то образом «генерирует богоборческие настроения» и потакает «постмодернизму» и прочим зловредным явлениям ХХ века, Школа акварели С.Н.Андрияки - «отрадное явление в современном искусстве. Она по-настоящему хранит и развивает традиции классического русского реализма, Суриковского института, школы И.Э.Грабаря. Творческая и педагогическая деятельность С.Н.Андрияки, выдающегося художника современности, относится к бесспорным достижениям, высотам отечественного искусства». Вот и обнаруживают себя во всей красе истинные цели создателей альбома: прикрываясь именем Цыплакова, сделать рекламу Андрияке, попутно - как это принято на рынке - опорочив всех, кто, по их понятиям, может составить ему опасную конкуренцию. Еще один «рекламный щит» в добавок к тем десяткам уличных щитов, что крикливо зазывают в «Школу акварели Сергея Андрияки». «Молчанием, как известно, предается Бог», - высокопарно изрекает Л.Я.Тимченко. Уж лучше бы ей и ее соавторам помолчать о Цыплакове, как молчали двадцать лет, прошедших с его смерти, чем так бесстыдно и бездарно предавать его память.

М.Чегодаева






версия для печати