К 100-летию со дня рождения академика, доктора искусствоведения В.С.Кеменова (1908-1988)

 

10 июня 2008 года в 14.00 в Белом зале Российской академии художеств (Пречистенка,21) состоялось торжественное заседание Президиума, посвященное 100-летию со дня рождения академика, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств, лауреата государственной премии СССР Владимира Семеновича Кеменова (1908-1988).

Заседание провел вице-президент Российской академии художеств Д.О.Швидковский. В нем приняли участие члены Президиума Академии, коллеги, ученики, члены семьи ученого. Своими воспоминаниями поделились директор НИИ теории истории искусств Российской академии художеств В.В.Ванслов, историки искусства Н.С.Степанян, А.Г.Верещагина, были зачитаны воспоминания искусствоведа С.Б.Базазьянц, художника Н.А.Соколова (Кукрыниксы). Состоялся просмотр фотоматериалов из архива В.С.Кеменова. Вдова ученого Л.Б.Крамаренко преподнесла в дар филиалу библиотеки Российской академии художеств альбом уникальных факсимильных репродукций акварелей М.А.Волошина, составителем которого был В.С.Кеменов. В заключении прозвучала классическая фортепианная музыка в исполнении лауреата международных конкурсов Наталии Шароевой.


Исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Семеновича Кеменова, историка искусства, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств России, академика и вице-президента Академии художеств СССР с 1966 по-1988 г. В.С. Кеменов родился в 1908 году в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Отец его был железнодорожным машинистом, впоследствии мастером паровозных мастерских, мать − школьной учительницей. В 1922 году он поступает в Днепропетровский техникум путей сообщения на строительный факультет. По окончании стажируется на Московско-Курской железной дороге. Попав в Москву, знакомится с Государственной Третьяковской галереей и другими художественными музеями. Увлекается искусством и решает переменить профессию. Осенью 1928 года поступает в Московский Государственный университет на факультет литературы и искусства и выбирает специальность история и теория изобразительного искусства. С 1933 года начинает вести научную, педагогическую и редакционную работу. В январе 1938 года В.С. Кеменов назначен директором Государственной Третьяковской галереи, где наряду с административной деятельностью, занимается изучением истории русского искусства и русской эстетики. Организует новую научную экспозицию галереи, пополняет ее фонды, проводит ряд конференций. В частности, по проблемам русской исторической живописи. В период работы в Третьяковской галерее молодой ученый увлекается творчеством В.И. Сурикова. Изучение и осмысление искусства этого великого русского художника становится делом его жизни.

В 1940 году В.С. Кеменов был избран Председателем Правления Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС), где работал по 1949 год. Это общество вело пропаганду достижений российской науки и искусства за рубежом, занималось обменом информации, книгами, журналами, кинофильмами, выставками с многими странами мира. Особенно активизировалась деятельность ВОКСа под руководством Кеменова в годы Великой Отечественной войны: налаживались контакты с деятелями культуры многих стран, консолидировались их силы в антифашистских выступлениях. С 1941 по 1945 год было организовано более 20 выставок изобразительного искусства и фотодокументов о борьбе советского народа и Красной Армии с фашизмом для зарубежных зрителей. Выпускались сборники со статьями выдающихся деятелей советской и зарубежной культуры. Занимая в дальнейшем ряд административных постов (в том числе заместителя министра культуры), Владимир Семенович не прерывает своей научной деятельности, работая над широким кругом вопросов русской и зарубежной культуры, публикуя искусствоведческие статьи в печати. В 1956 году он защитил диссертацию на звание доктора искусствоведения на тему «Историческая живопись В.И. Сурикова» и был избран действительным членом Академии художеств СССР. В том же году Кеменов назначается постоянным представителем СССР при ЮНЕСКО в Париже и членом Исполнительного Совета ЮНЕСКО. Ему присвоен ранг Чрезвычайного и Полномочного посла.

На сессиях и конференциях ЮНЕСКО советская делегация под руководством Кеменова занимает активную позицию по пропаганде достижений отечественной культуры, в отстаивании конструктивных позиций по мирному сосуществованию стран, охране культурных ценностей, проведению международных юбилеев великих деятелей культуры и т.п. Работа в ЮНЕСКО позволила Владимиру Семеновичу побывать во многих странах мира, где проходили сессии и конференции этой международной организации − во Франции, Испании, Японии, ФРГ, Бельгии, Индии и везде он, наряду с напряженной политической деятельностью, находил время для пополнения своего научного багажа, для изучения музейных коллекций, постижения разных национальных культур. В это время возник интерес Кеменова к испанской культуре, к творчеству Веласкеса, изучению которого он посвятил многие годы.

В 1966 году Владимир Семенович избирается вице-президентом Академии художеств СССР, этот пост он занимает почти до последних дней жизни. Невозможно в нескольких строках охарактеризовать всю многообразную деятельность В.С. Кеменова в Академии художеств. Но следует отметить, что в значительной степени благодаря его труду, совместно с президентами Н.В. Томским и Б.С. Угаровым участие Академии художеств в художественной жизни страны в 70-80-е годы значительно активизировалось, укрепился ее научный авторитет, расширились международные связи, развернулась большая выставочная работа, расширилась издательская деятельность. Как вице-президент Кеменов возглавлял иностранный отдел АХ, под его руководством были налажены связи со многими крупнейшими художниками мира, проводились встречи, творческие беседы, выставки их произведений. Личные и творческие контакты были установлены с такими известными прогрессивными деятелями изобразительного искусства, как Рокуэлл Кент, Ренато Гуттузо, Джакомо Манцу, Корнелиу Баба, Херлуф Бидструп, Фриц Кремер, Иштван Киш, Вернер Клемке и многими другими.

Постоянные дружеские и деловые отношения Кеменов поддерживал со Святославом Николаевичем Рерихом, способствовал возвращению забытого творческого наследия Николая Константиновича Рериха и устройству огромной выставки произведений Н. Рериха и С. Рериха в Москве. Стоял у начала организации «Фонда Рерихов» в Советском Союзе.

Основной интерес Кеменова как ученого был сосредоточен на творчестве великого русского художника В.И. Сурикова. Он рассматривал творчество Сурикова как наивысшее проявление реализма в искусстве, видел в нем художника-философа, отразившего в своих картинах духовную мощь русского народа, осознавшего огромную роль народных масс и отдельных сильных личностей в историческом развитии России. В книгах Кеменова собран исчерпывающий материал о художественном наследии Сурикова, а также об исторических событиях, которые стали темой его произведений. В его искусствоведческих трудах подробно анализируется процесс работы художника над картинами, поиски образов героев, композиционные и колористические решения живописных полотен.

Второй большой темой, которой занимался В.С. Кеменов, было творчество великого испанского художника Веласкеса, которое он рассматривал на широком фоне испанской культуры XVII века. Кеменову принадлежит истолкование и расшифровка многих сюжетов и символов в произведениях испанского художника, описание неизвестных до того биографий и характеров исторических лиц, портретируемых Веласкесом, раскрытие «тайн» его волшебного колорита. За книги о Веласкесе В.С. Кеменову была присуждена в 1980 году Государственная премия СССР. Он был избран членом-корреспондентом Королевской Академии изящных искусств Сан-Хорхе в Барселоне и Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.

Владимир Семенович с молодых лет занимался редакционно-издательской работой, очень любил книжное дело, последние годы много сотрудничал с издательством «Изобразительное искусство». Главный плод его редакционной работы − двенадцатитомное издание «Истории русского искусства» 1954-1961 гг., которое было выпущено издательством Академии наук СССР под редакцией академика И.Э Грабаря, члена-корреспондента Академии наук В.Н. Лазарева и члена-корреспондента Академии художеств В.С. Кеменова. Им также было подготовлено собрание произведений Кукрыниксов в 4-х томах (1982-1988 гг.), в которое он вложил много труда как председатель редакционной коллегии, как критик − автор вступительной статьи и личный друг художников. О широте научных интересов Владимира Семеновича Кеменова читатель может судить по сборнику его основных статей «Художественное наследие и современность», который включает статьи по истории западноевропейского и русского искусства, анализ творчества Шекспира и Леонардо да Винчи, очерки о крупнейших советских художниках. За пределами этого сборника остались еще многие статьи автора, которые публиковались в периодической печати с 1931 по 1988 год. Впоследствии ряд из них вышли отдельными изданиями. В своих искусствоведческих исследованиях Кеменов отстаивал высокие принципы реалистического искусства и совершенство изобразительной формы. В.С. Кеменов скоропостижно скончался 14 июня 1988 года. На его письменном столе остались последние страницы книги «В.И. Суриков. 1890-1910 годы», глава о женских портретах.. Эта книга , к сожалению, до сих пор не издана. Список основных трудов В.С. Кеменова.

  • Статьи об искусстве. Изд-во «Искусство», М., 1956
  • В.И. Суриков. Историческая живопись. 1870-1890.. Изд-во «Искусство», М., 1963 (2-ое издание 1987)
  • В,Суриков. Из-во «Аврора» Л.1978
  • .В.И. Суриков. Изд-во «Художник РСФСР», Л., 1991
  • Картины Веласкеса. Изд-во «Искусство», М., 1969
  • Веласкес в музеях СССР. Изд-во «Аврора», Л., 1977
  • Академия художеств. Изд-во «Аврора», Л., 1982
  • Художественное наследие и современность. От Леонардо да Винчи до Рокуэлла Кента. Сб. ст. Изд-во «Изобразительное искусство», М., 1989
  • Петр Кончаловский. Изд-во «Советский художник», М., 1976
  • Пейзажи Максимилиана Волошина. Альбом. Изд-во «Художник РСФСР», Л., 1970
  • Алексей Кравченко. Изд-во «Искусство», 1986

  • Материал подготовлен Крамаренко Л.Г.






    версия для печати