М.Чегодаева. Статья «Послесловие» к выставке АРТ-Москва 2008

 

Как известно, «устами младенца глаголет истина». «Глаголет» она, подчас, и устами взрослых «младенцев», вроде известной Ксении Собчак. В интервью с ведущими НТВ, присутствовавшими на «тусовке» по случаю открытия выставки АРТ-Москва 2008 в ЦДХ, она, с достойным умиления простодушием, изрекла: «Это же стёб. Мое искусство. Я сама такое искусство». Умри – лучше не скажешь.

«Стёб-арт» – исчерпывающее определение современного «актуального искусства». Ничего святого, ничего «вечного», надо всем можно глумиться, все можно «стебать» – уродовать, опошлять, низводить до уровня дебила, олигофрена, живущего самыми низменными эмоциями. Секс, насилье, алкоголь, ненасытная, прямо-таки болезненная жажда развлечений, а точнее, отвлечений, духовных наркотиков… 9/10 экспозиции АРТ- Москвы – именно такое «наркотическое отвлечение», попытка заполнить безнадежную духовную пустоту Ксюши Собчак и ее «круга». Искусство для них. Их искусство. Придумать сегодня что-то, способное удивить, почти невозможно. Ксюша, надо, полагать, давно всем этим пресытилась – и в России, и на Западе. Вновь и вновь в утомительном изобилии мелькают перед глазами в залах ЦДХ какие-то невразумительные фотографии, видео - клипы, стулья с непомерно вытянутыми ножками, гипсовые манекены с витрины ГУМа, пустые поверхности, то сплошь вымазанные краской, то криво исписанные повторяющейся раз сто фразой «Мне ничего не нужно (Елена Берг. «Ты обманываешь себя»)…

Что хоть как-то бросается в глаза, запоминается? Красные хвостатые то ли инфузории, то ли клопы, ползущие по полу и сбивающиеся на стене в огромный комок. Почти не искаженные портреты Путина и Медведева с какой-то бессмысленной подписью – на бóльшее авторы на сей раз не осмелились. Политический стёб в духе соцарта 70-х годов – дело рискованное и невыгодное. Стёб-арт в первую очередь направлен не на политику, а на общечеловеческие ценности, на нечто дорогое, святое для старших поколений, на большое искусство. «Автопортрет» Goshi Острецова с надписью «Живопись это старая б... для богатых м....» – «программное заявление», «кредо» стёб-арта. Его же, Острецова, «аттракцион»: «Пип-шоу от создателя фильма «Броненосец Потемкин» С.Эйзенштейна и автора масок к фильму «Такси» Г.Острецова. Секс. Детям до восемнадцати лет смотреть не рекомендуется». В темной будке на экране возникают кадры из фильма, в которые вмонтирован розовый половой член. Подобный стёб уже не удивляет.

«Волшебная флейта» Моцарта в Новой опере – полицейский боевик, где Царица ночи предстает в виде бандитского авторитета, а хор в виде голых охранников с автоматами. «Горе от ума» Грибоедова в «Современнике» происходит где-то в трущобах, персонажи великой комедии – бродяги, проститутки… Черт знает во что превращена, изуродована, опошлена постановка «Евгения Онегина» в Большом театре. Король Лир у Дудина выходит на авансцену вместе с придворными нагишом, потрясая публику своими жалкими «прелестями»… Мат, совокупления, испражнения прямо на сцене стали «нормой» современного театра, современной драматургии, и не только в России. Уродовать, изгиляться, ниспровергать, низводить до своего уровня, пародировать все святое – претензия не только Ксении Собчак. В конце концов, она сама нечто вроде пародии на знаменитую Пэрис Хилтон – скандальную секс-бомбу-милиардершу США.

И вот – последний шаг, сенсация «Арт-Москвы-08» – «Евангельский проект. Дмитрий Врубель & Виктория Тимошенко» из галереи «М. & Ю.Гельман». Огромные, в 3-4 раза превосходящие натуральную величину ноги, головы, полуфигуры, подцвеченные фотографии, переведенные на холсты с помощью компьютера – утрированно грубые, уродливые, но реальные, не выходящие за грани жизнеподобия. Бомжи, уголовники, «скинхеды», охранники с автоматами, безобразные старухи в темных покрывалах… Жестокий, страшный, опустившийся «на дно» мир то ли Израиля, то ли Палестины, а в сущности, современный мир и Запада, и Востока – России, США, Франции, Турции… А под этими страшными лицами и фигурами в качестве подписей строки Евангелия. Две явно уголовные морды, ощерившие в мерзких ухмылках рты с выбитыми зубами – подпись: «Кто примет одно такое дитя во Имя Мое, тот Меня принимает». Жалкая старуха и нависший над ней охранник в камуфляже с наставленным ей в спину автоматом – надпись: «Ангел сказал ей: Радуйся, благодатная»… Старуха в морге; на полках в ячейках под номерами завернутые трупы. Подпись: «Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его». Гигантские ступни со следами трупного разложения – «Подай перст свой сюда»… Вновь и вновь возникают те же уголовные морды – бомжи, дебильные подростки, уродливые, истрепанные жизнью женщины – и неуклонно сопровождают их мудрые, благословенные строки Евангелия…

Зная «безбожные» настроения галереи Марата Гельмана, выставлявшей в качестве «эпиграфа к себе» огромный черный плакат известного богохульника Тер-Оганяна «Бога нет!», нельзя не предположить, что в замысле «проекта лежал именно стёб: «Вот вам современное «прочтение» Евангелия – глумление, переглумившее все «стёбы» последнего времени. Стебали Моцарта, Чайковского, Шекспира, Пушкина, Грибоедова – теперь «стебаем» Бога… Что же из этого получилось? Не знаю, можно ли мое восприятие считать объективным, или это только сугубо личные мои ощущения, но для меня изображения и евангельские тексты не слились во что-то единое, остались в двух, непересекающихся плоскостях.

Моя приятельница, побывавшая на премьере «Волшебной флейты» Моцарта, призналась, что просидела всю оперу с закрытыми глазами, наслаждаясь дивной музыкой Моцарта, исполнявшейся, слава Богу, без всяких искажений. Воспринимать изобразительное искусство «с закрытыми глазами», конечно, невозможно, но страшный преступный мир, с беспощадным сходством представший в «проекте», все эти бомжи, «скинхеды», безобразные старухи представились мне органически слитыми не со строками Евангелия, а с тем, что изгилялось, кривлялось в других залах, нарочито шокировало уродством, бессмысленностью, половыми членами. Ксения Собчак и ее «круг» без косметики, истинное духовное обличие элитарной «тусовки», ее «автопрортрет». Да, это они в своем подлинном виде: жалкий мир «рублевки», закрытых стриптиз-клубов; жизнь, такая же «виртуальная», фальшиво-призрачная, как компьютерные «секс-игры», как реклама в журналах и газетах, предлагающая заказать и получить видио-фильмы типа «Сочная попка Сюзан», «Похотливые игры с выбритой кошечкой», «Ягодицы крупным планом» и т.п. «Золотая» пена, вспучившаяся на кипящем котле современной жизни – и в мире, и в России. Сознают ли режиссеры, постановщики, среди которых есть люди известные, признанные мастера, что их постановки не «новое прочтение» Моцарта и Грибоедова, а их собственные «автопортреты» с надписью «Живопись это старая б...»? Боятся, бедные старики, прослыть «м...»…

Сознательно или нет, «Евангельский проект. Дмитрий Врубель & Виктория Тимошенко» из галереи «М. & Ю.Гельман» обнажил лица «элиты», так страшно схожие с лицами городских свалок, подвалов, ночных вокзалов – «харями» старых проституток, уголовников и бомжей. «Секс-звезда» Ксюша Собчак, такая стильная, такая вся из себя великолепно «сделанная» лучшими косметологами и знаменитейшими Кутюрье всего мира! Вглядитесь в эти изможденные, изрытые морщинами, опустошенные лица. Это не стёб, милая девочка, – это ВЫ. А над всем этим адом, этими жалкими компьютерными мордами – нашими и наших «ближних» – слепых, прокаженных, нищих в грязи и коросте – звучат, как звучали две тысячи лет великие слова Иисуса Христа – слова жалости, любви, прощения, исцеления – «Кто примет одно такое дитя во Имя Мое, тот Меня принимает»… В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

М.Чегодаева






версия для печати