В.В.Ванслов. Статья «Знаменательная выставка». 2009.

 

6 февраля 2009 года в Выставочном зале Архива Российской академии наук открылась необыкновенная выставка, подобной которой, вероятно, никогда ранее не было в нашей стране. Выставка была посвящена 285-летию Российской академии наук и Российской академии художеств, их основанию, истории, современным достижениям. Она называлась «Социетет художеств и наук» и показывала параллельное историческое развитие и взаимосвязи двух Академий.

В 1724 году Петр I, озабоченный необходимостью развития российской культуры, издал Указ о создании Академии художеств и наук (слово «художеств» стояло на первом месте). С тех пор Академия наук и Академия художеств ведут отсчёт своей истории. Первая из них раньше встала на ноги. Другая - Академия художеств становилась медленно, вначале в виде небольших объединений, существовавших то самостоятельно, то в лоне Академии наук, и только в середине XVIII века была уже оформлена Указом Сената как самостоятельное учреждение. На выставке были показаны многочисленные архивные документы - правительственные, академические и частные, - обрисовывавшие основные этапы развития двух Академий, а также демонстрировались картины современных художников - академиков.

Хотя искусство и наука - две разные и самостоятельные формы познания мира, но они имеют много общего и связаны между собою тысячью нитей, образуя, по выражению Петра I, «социетет художеств и наук». Недаром многие выдающиеся учёные придавали огромное значение искусству как средству развития творческого воображения, которое необходимо в науке не менее чем в искусстве. А выдающиеся художники находили в науке (прежде всего гуманитарной) источник духовного обогащения, а иногда и творческого вдохновения. Кроме того, все изобразительные искусства (не говоря уже об архитектуре и дизайне, где это особенно очевидно) опираются на научные достижения в разработке своих технологий и образно-выразительных средств. Обе эти формы сознания не могут существовать друг без друга, и выставка раскрывала их многогранное взаимодействие.

Она была знаменательна и как утверждение сегодняшней взаимосвязи наук и художеств, и как определение их перспектив. 285 лет существования Академии художеств говорят о её глубоких исторических корнях. Академия может гордиться своей историей. В ней были и спады, и противоречия, и перерывы в развитии. Но в целом на протяжении этой истории была выработана система художественного образования, академическая художественная школа, которая является базой профессионализма в искусстве и которой отечественное искусство обязано многими своими достижениями. Ведь все вершины русского изобразительного искусства XVIII-XXвеков достигнуты художниками, которые были либо членами Академии, либо её учениками.

И ныне Российская академия художеств хранит эту школу профессионального образования. Но также и развивает её, как развивалась она на протяжении веков в соответствии с требованиями времени и новыми задачами, возникавшими в разные периоды истории искусства. Современная художественная деятельность связана с наукой, играющей определённую роль в формировании мировоззрения художников и технологий изобразительного искусства. Но она имеет и свою собственную науку - искусствоведение, теорию и историю искусства, художественную критику.

Роль искусствоведения отнюдь не только прикладная: оно не сводится к обслуживанию художников и художественных учреждений, хотя и играет большую роль в искусствоведческом обеспечении деятельности Академии. Но главное - искусствоведение это самостоятельная область культуры, призванная через исследование и пропаганду искусства - публикацию монографий, сборников научных статей, альбомов и другой литературы - служить высоким гуманистическим идеалам подлинного художественного творчества, обогащая духовный мир, вкусы и сознание людей. Фундаментальная наука является основой прикладной, а не наоборот. Всё это говорит о неразрывности искусства и науки, что так хорошо было показано на данной выставке. Её экспозиция заставляла зрителей задуматься над проблемами и задачами научного и художественного творчества и убеждала в плодотворности их взаимодействия в культуре сегодняшнего дня.

В.В.Ванслов






версия для печати