Выставка произведений Д.Тугаринова в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 19.04.2005 - 09.05.2005

19 апреля 2005 года в 16.00 в выставочных залах Российской академии художеств(Пречистенка,21) открылась выставка произведений заслуженного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Дмитрия Никитовича Тугаринова.
Дмитрий Никитович Тугаринов – известный московский скульптор, отличающийся яркой самобытностью творческого мышления. Он родился в 1955 году в Москве. В 1979 году окончил МГХИ им. В.И.Сурикова (мастерская М.Ф.Бабурина и Н.В.Томского). Со студенческих лет участвует в выставках. В 1984г. получил первую премию на международном конкурсе портрета в Праге. В экспозиции представлены скульптурные портреты и композиции, созданные в 1970 – 2005 годах. В каждой из работ художник ищет острую характерность образа, нередко заостряя его до гротеска, в котором есть печаль и сочувствие человеку, перипетиям его сложной судьбы («Андерсен заглядывает под стол», «Архитектор Ломакин», «С.Д.Эрьзя», «Ф.И.Шаляпин», «Н.И.Махно в Париже», «Борис Громан»). Но за этой неожиданной, непредсказуемой, наполненной пластическими парадоксами формой ощутима подлинность реального существования его персонажей. Многие из них томимы неустроенностью жизни. В их странных, необычных поступках проявляется непреодолимое желание изменить привычный порядок вещей. Таков «Глас вопиющий» – мужик простирает руки к небу с мольбой о полете, но крылья его неподвижны. Художник часто находит красоту в том, что на первый взгляд может показаться неэстетичным. В «Ласточке» грузная женщина имитирует движение летящей птицы. В ее воображении свободный полет в облаках становится явью. Конкретный сюжет во многих работах Тугаринова отсутствует, свое отношение к явлениям и событиям он выражает через подтекст, метафору, порой приобретающую значение символа. Художник часто берет за основу композиции общеизвестную притчу или сказку, смысл которой прочитывается в контексте сегодняшних проблем. «Жил-был царь» - юмор превращается в иронию, сарказм, обретает гротескное звучание. Много точных ассоциаций с нашей сегодняшней жизнью вызывает композиция «Золотой петушок». На выставке представлены работы, выполненные в разных материалах: бронзе, камне, мраморе, фарфоре, шамоте, дереве. В каждой из них он использует технику и стилистику, адекватную возникшему в его представлении образу. Его мелкая пластика поражает многообразием пластических форм: обнаженная модель, аллегорические сюжеты («Единство и борьба», «Золотой осел», «Не царское дело»), жанровые сценки, анималистика – целый калейдоскоп движений, ситуаций, игровых моментов. Пластика скульптурных миниатюр экспрессивна, подвижна и свободна. Трогательны и полны юмора его композиции, посвященные детям, которые «играют» во взрослых. Легко и виртуозно исполнена композиция «Алик Цигаль», которую можно рассматривать и как портрет, и как притчу о бесконечности творческого пути художника. Тугаринов много ищет, пробует, создает десятки вариантов одной и той же пластической темы, добиваясь наиболее острого и выразительного выражения своего замысла. В экспозиции выставки – несколько вариантов конной статуи «Маршал Жуков». Со второй половины 1990-х годов художник активно занимается монументальной пластикой. Для храма Христа Спасителя он выполнил две символические фигуры – «Царица Елена и «Император Константин». Целый ряд работ скульптор посвящает образу великого русского полководца Александра Суворова. На выставке – модели двух памятников, которые скульптор поставил к 200-летию перехода армии Суворова через Альпы: на перевале Сен-Готард и в швейцарском городе Эльм, возле дома, где полководец останавливался на ночлег. Необычно пластическое решение первого памятника. Скульптурная композиция поставлена непосредственно в горном ландшафте, на скале, без постамента. Художник изображает этого великого, не боящегося опасностей человека в момент наивысшего душевного и физического напряжения. Но за реальным сюжетом угадывается и другой смысл – Суворова ведет сама судьба, он крестится, благодарит Провидение. Памятник вызвал неоднозначную реакцию, может быть, потому что не походил на привычный, хрестоматийный образ полководца. В его бронзовых портретах Тугаринов убедительно передает мимику лица, в котором отразились и воля к победе, и рискованный характер этого не боящегося опасностей человека. В 2002 году художник создает острохарактерный монументальный портрет скульптора С.Д.Эрьзи, который также находится в экспозиции данной выставки. Несомненный интерес вызывает модель памятника основателю знаменитого заповедника Аскания-Нова Фридриху Фальц-Фейну, установленного в заповеднике на Украине.Памятник лаконичен (сидящая фигура, а рядом – дрофа), он соединяет в себе документальную точность образа и его острохарактерную образность). В 1996 году Д.Тугаринов награжден золотой медалью Российской академии художеств. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в художественных музеях и частных коллекциях в России, Германии, Голландии, Дании, Швейцарии, Франции, Канаде, Японии.






версия для печати