«Рисующий светом». Выставка произведений Мая Митурича в ГТГ на Крымском валу

 

Другие выставочные залы


Место проведения: залы 80-81, Государственной Третьяковской галереи (Москва, Крымский вал, 10)
Сроки проведения: 06.09.2005 - 30.09.2005

Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «Май Митурич: рисующий светом». Академик Российской академии художеств Май Митурич знаменит в первую очередь как великолепный график и художник книги; в последнее время он активно работает в области живописи. Выставка в Третьяковской галерее, отмечающая 80-летний юбилей художника, представляет более 200 произведений. Здесь и прославившие Митурича книжные иллюстрации, и графические, декоративно-прикладные, а главное, живописные работы последних пятнадцати лет, демонстрирующие новые грани его мастерства.

Май Петрович Митурич-Хлебников родился в 1925 году в семье художников Веры Владимировны Хлебниковой и Петра Васильевича Митурича. После участия в Великой Отечественной войне и службы в армии поступил в Московский полиграфический институт. Окончив его в 1953 году, начал работать в области книжной иллюстрации. С середины 1950-х и до конца 1980-х годов Май Митурич оформил около 100 книг для детей. Среди них - иллюстрации к произведениям К.Чуковского, С.Маршака, Г.Снегирева, А.Барто, С.Михалкова, Р.Киплинга, Л.Кэрролла, С.Аксакова. Иллюстрации М.Митурича были отмечены многочисленными дипломами Всесоюзного и Всероссийского конкурсов искусства книги, медалями Международной выставки книжного искусства в Лейпциге и международной биеннале иллюстрации в Братиславе, международным дипломом имени Г.Х.Андерсена. Оформленные им книги неоднократно издавались за рубежом.

Иллюстрации Митурича полны обаяния, пластического артистизма, юмора. Во многом продолжая традиции «ленинградской школы» 1920-30-х годов, на книжной странице он словно ведет изобразительный диалог с В.Конашевичем, Ю.Васнецовым, Н.Чарушиным. И при всем том Май Митурич всегда узнаваем, его манера индивидуальна и неповторима. Наряду с иллюстрацией публика и критика запомнила станковые листы Митурича: графические портреты друзей и близких, акварельные пейзажи, которые привозились из поездок - к Белому морю, на Алтай, в Крым... Внимание ценителей мастера постепенно все более начала привлекать его своеобразная живопись маслом. В семье Митуричей-Хлебниковых живопись почиталась наиболее достойным и увлекательным занятием для художника, но свободно отдаться этому влечению Май Петрович смог лишь в последний период, когда его карьера художника-графика достигла пика признания и стабильности. К тому времени у него был весьма ответственный опыт живописания: двести метров настенной росписи в московском Палеонтологическом музее, где Митурич работал вместе с В.Дувидовым (1989-1991).

Исключительным творческим стимулом стало для Митурича двухлетнее пребывание в Японии, на острове Хоккайдо (1993-1994). Здесь, в общении с японской природой и культурой, не только были созданы новые превосходные работы, но и окончательно выкристаллизовалось цельное философски-художественное мировидение. Исподволь формировавшееся в сознании мастера, оно шаг за шагом определялось, преимущественно, в его живописных произведениях.

В живописных работах Митурича, при всей исходной точности их мотива, взор автора стремится словно бы дальше и несколько мимо предметной фиксации. Конкретная единичность претворяется здесь в особое длящееся состояние. Мелодия и ритм живописи Митурича пульсируют, наполняются резкой энергией или мягко текут; краски то уплотняются на холсте, то почти растворяются полупрозрачным пятном.

Жизнь природы как царство света или как тайна света - вот поэтическая идея, к которой сегодня тяготеет М.П.Митурич. Корни подобных идей уходят в культуру символизма. Парадокс сегодняшнего художника в том, что он словно подхватывает нити духовного поиска, который не исчерпал себя в прошлом, и заново, на основе своего опыта, кругозора, своих впечатлений, не стилизуя старые сюжеты, а развивая таящиеся в них стимулы, мысли и чувства, говорит нечто такое, о чем могли бы сказать его предшественники. Отсюда - неоспоримая свежесть образов Мая Митурича, несущих, вместе с тем, непосредственную память высокой традиции.






версия для печати