Выставка произведений Валерия Евдокимова в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 23.12.2008 - 18.01.2009.

Российская академия художеств представляет персональную выставку известного скульптора, народного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств Валерия Андреевича Евдокимова, посвящённую 70-летию со дня рождения художника. В состав экспозиции вошли произведения станковой скульптуры, рисунки, проекты и фотографии реализованных монументальных работ.

На выставке В. Евдокимов предстает зрелым мастером, со своим узнаваемым творческим почерком, основу которого составляет классическая академическая школа. В пластике его работ она соединяется с опытом европейского искусства ХХ века и древнерусской иконописи. Своим творчеством художник исповедует неразрывность эстетической и духовной составляющих современной культуры. Художник, понимая большую ответственность перед коллегами и широкой зрительской аудиторией, не спешил устраивать свои персональные выставки. Поэтому это только четвёртая большая экспозиция в его творческой биографии, хотя за плечами уже почти пятидесятилетний опыт работы. В.А.Евдокимов родился в 1938 году. В 1965 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Член Союза художников РФ. Постоянный участник российских и зарубежных симпозиумов по скульптуре. Награждён серебряной и золотой медалями Российской академии художеств. В 1995 году получил первую премию ЦФО РФ в области литературы и искусства. Работы художника находятся в собраниях крупнейших музеев России, а также в частных коллекциях России, Франции, Англии, Германии, США, Южной Кореи, Швеции, Норвегии. Монументальные работы скульптора установлены в России, Эстонии Швеции.
В творчестве Евдокимова органично сосуществуют произведения как реалистического, так и авангардистского направления – работы, выполненные в стилистике традиционной пластики, постмодернизма и нефигуративного искусства. Понимание сути творчества В.Евдокимова, его художественной ментальности рождается в процессе более пристального рассмотрения. Все реалистические, фигуративные и абстрактные композиции, портреты, камерные, жанровые и монументальные работы скульптора объединяет одна тема – исследование жизни Духа, его поиски, рождение и обретение, преображающие человека, личность. Это единство императива, лишенного творческих противоречий, совершенно очевидно как в работе над классическим портретом или этюдом-штудией, так и в монументальной скульптуре, лишённой реальной «бытийности». Сакральный поиск «вечной духовной витальности» образа, объекта или темы определяет формальное и стилистическое решение произведения. Понимание и принятие этой позиции в искусстве Евдокимова объясняет появление таких казалось бы стилистически разных монументальных работ как «Mystery» (Швеция) и «Памятник медицинской сестре в Великой Отечественной войне» ( г.Химки, Московская область). В станковой пластике с 1970-х годов Евдокимовым создан достаточно внушительный ряд композиций, в которых соединились элементы реалистического и нефигуративного искусства – «Ферапонтово», «Ступени», «Мечта», «Собор», «Космос» и др. Эти композиции являются некой «квинтэссенцией» творческих принципов скульптора, его понимания языка современной скульптуры. Основа их композиционного решения - «пространство в пластике» и «пластика пространства» - форма, ритм, движение, взаимодействие плотности скульптурного материала и воздуха, окружающей среды. Скульптор постоянно исследует эти взаимодействия, использует их интравертные и экстравертные возможности («Концерт С. Рихтера», «Вознесение», «Беседа», «Cosmos» и др.), ищет некое «сакральное пространство» пластической композиции. У В. Евдокимова практически нет статичных композиций, во всех работах художника присутствует мотив движения, полета, «парения»… Очевидно, что для его творчества эта пластическая, пространственная и эмоциональная кинетика является абсолютной доминантой в искусстве, его камертоном. В станковых, монументальных и графических произведениях прямо или опосредованно основой композиционной архитектоники становится мотив спирали. Физическая и виртуальная динамика этой геометрической модели создает пространственное и драматическое напряжение в композиции. В монументальной композиции «Infinity» движение, развивающееся по спирали, становится одновременно и темой, и архитектоникой произведения. Это пластическое решение так же присутствует в некоторых портретных работах и графических листах. В портретном творчестве скульптор отдает предпочтение образам креативных, творческих личностей - художников, писателей, философов, музыкантов. Способ интерпретации портрета как наиболее литературного, «документального» вида изобразительного искусства во многом характеризует творческую ментальность автора. В. Евдокимов работает над портретом долго: проработка черт лица, формы головы, фактуры кожи и волос достигает уровня ювелирного искусства. Добиваясь почти документального сходства с физическим обликом портретируемого, он постепенно психологически насыщает образ, проявляя его духовную индивидуальность. «Одухотворение» модели присутствует как в портретах мыслителей, так и обычных людей. Эта «поэтизация» делает персонажи интересным вне контекста времени, рода их деятельности, бытовых обстоятельств и эмоций. Гармония или внутреннее экзистенциальное напряжение образа определяют пластическое решение произведения, его композицию. Такой же значимой, как создание композиции или портрета, для В. Евдокимова является постоянная работа с натурой. Многие его пластические этюды и натурные рисунки переросли рамки обычных академических штудий. Художник совершает бесконечное путешествие из двухмерного пространства рисунка в трехмерное пространство пластики. Общепринятое мнение о том, что рисунки художников-скульпторов объединяет особый стиль исполнения – монументальность, обобщенная манера светотеневой обработки фактуры, неверно в отношении В. Евдокимова. Более ранние графические листы художника вполне академичны. В произведениях последних десятилетий мы видим ту же кинетику, которая присуща его пластике. Художник привносит в жанр классического искусства рисунка принцип мультипликации, фиксируя физическую, буквальную кинетику модели в пределах графического листа. Смыслом работы становится не изображение модели, а запечатленное движение. Наиболее статичными в творчестве художника, в отличие от скульптурных композиций и рисунка, являются пластические этюды, особенно академического характера. Часто в этих небольших по размеру композициях с обнаженными моделями угадываются классические сюжеты искусства античности и христианства. Эти академические этюды композиционно очень гармоничны, отчасти - монументальны и, как правило, отмечены тонкой эротической поэтизацией. С точки зрения композиции и архитектоники пластика В. Евдокимова очень современна, несмотря на то, что его творчество ориентированно на этические и духовные проблемы человечества, а не на вопросы социума или события сегодняшнего дня, являющиеся основной темой для искусства нового времени. Вместе с тем можно отметить в его творчестве сильное влияние идеи «мессианства», присущей русской культуре вообще. В пространстве творчества скульптора В. Евдокимова многие работы позволяют говорить о нем как художнике - неоклассицисте. Рассматривая пластику его произведений с формальной точки зрения, нельзя не заметить, что в ней нашли отражение все иллюзии и завоевания европейской пластики ХХ века, эпохи постмодернизма. Но, насколько ему самому, как и любому другому художнику начала ХХΙ века, важны узкие рамки искусствоведческих клише, классифицирующие его искусство? Здесь можно процитировать слова самого автора о том, что «вообще-то, искусство надо смотреть».








версия для печати