Выставка произведений Павла Тураева в Выставочных залах РАХ

 

Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)


Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств. (Москва, Пречистенка, 21)
Сроки проведения: 09.02.2010 - 28.02.2010


9 февраля 2010 года в залах Российской академии художеств открылась выставка произведений известного московского скульптора, члена-корреспондента Российской академии художеств Павла Тураева.
Павел Тураев принадлежит к поколению мастеров, активно вошедших в художественную жизнь в 1980-е годы. Он родился в 1955 году в Москве. В 1979 году окончил Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова по мастерской крупнейшего мастера отечественной скульптуры, профессора М. Бабурина. Будучи студентом, начал участвовать в художественных выставках. На Всесоюзной выставке 1979 года к нему приходит настоящий успех, работы молодого скульптора была отмеченадипломом Академии художеств СССР. С этого времени он выполняет целый ряд заказов скульптурных комбинатов Москвы и других городов России, работает по договорам молодежных комиссий Академии художеств и Союза художников СССР.

На выставке П. Тураев предстает зрелым мастером со своим узнаваемым почерком, индивидуальной стилистикой. Скульптурные композиции, портреты, пластика малых форм, вошедшие в экспозицию, дают представление о творческом методе мастера, о его понимании языка современной скульптуры. Эти произведения свидетельствуют о том, что автор владеет всем арсеналом средств современной пластики.

Одной из ранних работ Тураева является композиция «Фламенко», в которой скульптору удалось передать саму стихию танца. Стремительный разворот фигур в пространстве, экспрессивная пластика, игра форм, их взаимодействие вызывают ощущение свободы и радости жизни.

Сюжеты произведений П. Тураева связаны, в основном, с современностью, но сокровенной темой, к которой он обратился еще в своей дипломной работе, остается тема Творчества. Скульптурная композиция «Творчество. Перезагрузка» (1979-2010), в которую автор вкладывает широкий философский смысл, можно считать программной. В трактовке Тураева эта скульптура - олицетворение связи времен: искусство прошлого, древней античности всегда будет источником вдохновения для современных художников.

В портретах известного композитора В. Шаинского, народного художника России А. Морозова портретное сходство с моделью соединяется с психологизмом, выявлением духовной сущности портретируемого. Создавая свои образы, скульптор обращается к конкретной личности и при этом находит ту или иную степень художественного обобщения. «Портрет итальянского мальчика» - олицетворение детской чистоты и очарования. В работах последних лет ( «Пенальти» 2009 г., «Теннис» 2010 г.) чувствуется стремление к ясной классической форме, к гармоническому звучанию образов. Внешне спокойная фигура спортсмена («Пенальти») содержит в то же время внутреннее напряжение и сосредоточенность. В иных работах - «Портрете современника», «Парень из ПТУ» и др. через образ конкретного героя переданы характерные черты целого поколения. Обращает на себя внимание хорошо узнаваемый образ – «Лицедей в гриме», отличающийся театральной броскостью, зрелищностью. В таких работах как «Ева», «Утро», «День» художник исходит явно не от идеализированного представления о классической женской красоте. Его «Ева» – воплощение первозданной земной силы, устойчивая, крепкая, созданная с предельным обобщением формы. В экспозицию вошли и произведения малой пластики. Эта форма притягательна для скульптора широкими возможностями импровизации и эксперимента. Ее отличает многообразие пластических образов: обнаженная модель, жанровые сценки, портреты, анималистка. Таковы «А. Б. Пугачева. Журавленок», «Самбо», «Фламенко», «Ню 1», «Ню П», «Авиатор А. Бойков в кресле (Мой дедушка)», «Гармошка» и др.

Особую лирическую ноту в экспозицию вносят метко схваченные образы животных – домашней собаки Бульки, в основе изображения которой – непосредственное, живое наблюдение; скульптурные композиции «Чудо морское» и «Рыбенок его» прекрасно смотрелись бы в ландшафтной среде; черты монументальности присущи композиции «Памяти всех французских бульдогов». П. Тураев владеет практически всеми скульптурными техниками и материалами: он работает в бронзе, шамоте с эмалью, гипсе, керамике и др., в каждом конкретном случае используя их выразительные возможности. Монументальные работы Павла Тураева находятся во многих городах России, в числе которых Старая Руса, Буй, Сальск, Сочи, Иваново, Боровск. Скульптурные произведения мастера дополняют жилые интерьеры, созданные ведущими московскими архитекторами, они представлены в музеях и частных коллекциях как в России, так и за рубежом.








версия для печати