М.Чегодаева. Статья о выставке произведений членов Президиума Академии художеств. 2013

 


Выставка произведений  членов президиума Российской академии художеств несомненно, знаковое событие. Она не только демонстрирует творчество ряда ведущих художников России, не только говорит о направлениях, тенденциях, художественных пристрастиях и исканиях крупнейших современных мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, графики, декоративного и прикладного искусства. Она заставляет осмыслить роль и значение Российской академии художеств как уникального, глубоко национального художественного сообщества, АКАДЕМИИ ИСКУССТВ государственного значения, не имеющего аналогий ни в одной стране мира.
Нигде, даже в таких странах, как Франция и Италия, институты и общественные организации, носящие звание «Академий» не являлись основой ВСЕГО пути национального изобразительного искусства; не определяли направленности всего художественного образования своей страны, как это сложилось в России. Созданная по замыслам и проектам Петра Великого, воплощенным в жизнь императрицами  Елизаветой Петровной и Екатериной Второй, Императорская Академия художеств, начиная с ХVIII века и по настоящей день, была и остается подлинной «Альма-матер» всего российского изобразительного искусства, его основой, прочным фундаментом, на котором зиждилась вся  профессиональная школа русского искусства трех столетий. Все великие русские художники, начиная с Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Шубина и далее – Кипренского, Тропинина, Репина, Сурикова, Серова,  мастеров XIX и XX веков, составивших славу нашего изобразительного искусства – были воспитанниками Академии художеств. Можно смело сказать: вся Третьяковская галерея и весь Русский музей, за исключением отделов Древнерусского искусства, являют лицо Российской Академии Художеств на всем протяжении ее уже почти трехсотлетней истории, демонстрируют впечатляющие результаты ее профессиональных, педагогических принципов.
Воспитанники Академии привнесли ее систему обучения и в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, и в школы, художественные училища и институты всей России, в том числе в художественные школы Украины, Грузии, других национальных образований Российской Империи, республик Советского Союза.. Казалось бы, выступившие против Академии передвижники, как и прославленные во всем мире мастера русского авангарда первых десятилетий ХХ века, получили основы своего профессионального мастерства в Академии. Им было привито отлично поставленное видение глаза и верность руки, преподаны основы композиции, перспективы, анатомии; чувство пространства и цвета, безупречное владение рисунком; мазком кисти  и фактурой поверхности картины,  линией и тоном, пластикой и формой; им было дано знание технологий материалов, владение техниками мозаики, бронзы, фресковой живописи и т.п.. Они знали, умели и могли практически ВСЁ. Академические основы позволили новаторам свободно и уверенно идти вперед, открывать и прокладывать новые пути в искусстве.
В трудные для Академии 1948-1953 годы, когда ее возглавляли далеко не самые достойные и сильные художники, несмотря на все ограничения и утраты, школа академического преподавания жила в уроках лучших педагогов, дала крепкую профессиональную подготовку целой плеяде молодых художников, благодаря чему в считанные годы «оттепели» наше изобразительное искусство явило высокий подъем, прозвучало ярко и самобытно. В искусство нашей страны 1960-70 годов вошел ряд превосходных мастеров, получивших широкую известность и признание во всем мире. Многие из них являлись  и являются ныне членами Президиума РАХ.
Обновленная, практически воскрешенная Российская академия художеств в настоящее время является флагманом всего изобразительного искусства России, опорой и защитой для художников Ближнего зарубежья. Выпускники академии, ее художественных институтов и лицеев достойно представляют русскую школу буквально во всех странах мира.
Неизмерима в этом заслуга Президента академии Зураба Церетели, не только великолепного организатора и педагога, человека самых широких взглядов на искусство, но одного из крупнейших художников современности, каких немного во  всем мире.

Экспозиция работ членов Президиума Российской Академии художеств, представленная в залах Музея современного искусства на Гоголевском бульваре и приуроченная к открытию Музея,  показала более 200 произведений живописи, графики, скульптуры,  декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры художников старшего и среднего поколений, сложившихся, зрелых мастеров, обладающих каждый своим неповторимым лицом, своим, присущим ему художественным почерком и – что самое главное – своим мировосприятием, своими представлениями о нашем трудном, непрестанно меняющимся мире. Выразительные средства изобразительного искусства безграничны – делить их на «новые» и «старые»,  «новаторские» и  «традиционные» бессмысленно и бесполезно. Как утверждал великий русский художник ХХ века Владимир Васильевич Лебедев, в искусстве важно не «что» и не «как», а «КТО». Выставка членов Президиума РАХ – .демонстрация творческих «автопортретов», смотр неповторимых, оригинальных художников. О каждом мастере можно говорить отдельно, каждый заявляет себя собеседником зрителя, его единомышленником – а может быть и антагонистом, в чем-то чуждом лично «мне», критику, зрителю. Соглашаться и спорить,  испытывать чувство великой благодарности к художнику, «подарившему» мне свое искусство,  или не принимать предложенного «подарка» – такая реакция на выставку естественна и благотворна. Что же касается «новизны» как таковой, то позволю себе напомнить сентенцию еще одного великого русского художника, утверждение Антона Павловича Чехова: «Ново только то, что талантливо. Что талантливо, то и ново» .
Лично мне выставка преподнесла не один «подарок». Зураб Церетели. Из серии «Старый Тифлисъ» (2013); из серии «Чарли Чаплин» (2013) На плоском пламенеюще-розовом фоне большие темные фигуры, экспрессивные, графически четко очерченные, очень выразительные в своей почти утрированной, доведенной до гротеска, характеристике. Могучие и бессильные, властвующие над миром и подчиненные ему, изломанные им и оставшиеся самими собой – люди  XXI века.
А рядом – сильные и столь же острые и смелые работы Таира Салахова «Варвара в красной шляпе» (2005), «Мир Сальвадора Дали» (2009) – напряженные по цвету, вызывающе дерзкие портреты, отражающие личное отношение художника к этим незаурядным, но очень неоднозначным людям. И здесь же его портрет художника Бориса Ефимова (2006), простой, интимно-человечный, исполненный любви, самозабвенно «отданный» художником старшему другу, учителю...
Так же всего себя, свой редкий дар живописца-акварелиста отдает Борис Мессерер Белле Ахмадулиной  – своему другу, музе, великой поэтессе. «Портрет Беллы Ахмадулиной» – образец русской акварельной школы в самом сильном ее проявлении, с присущей ее лучшим мастерам красотой и свободой заливок и мазков акварели; с тонким поэтическим восприятием модели.  «Белла Ахмадулина» Мессерера –  само воплощение поэзии.
Кажется, мои пристрастия склоняются к «фигуративной» живописи, к живым образам людей, увиденных, воскрешенных, запечатленных художниками… . Да, мне близки работы Татьяны Назаренко, ее «Фамильный альбом» –  очень личная повесть о близких ей людях, их трудных, часто трагических судьбах в тридцатые годы, в дни войны…Близки работы Дмитрия Жилинского  «Альтист» (1988); «Пушкин» (1999). Но столь же близки и понятны мне беспредметные, «абстрактные» цветные офорты Б.Мессерера:  «Композиция №2» (1990), «Композиция №17» (1990), «Абстрактная композиция» (2001) – торжество живописной фактуры, красота «смешанной» техники, необычной, сложной, изобретенной самим Мессерером,. художником, владеющим своей профессией с абсолютной свободой и мастерством.
Открытая и утвержденная новаторами ХХ века власть живописной, графической, скульптурной техники, стекла, коллажа, инсталляции, как самодостаточных средств выражения своего творческого «я», нашедшая продолжение и развитие в наши дни действует не менее сильно, чем запечатленные на холсте человеческие образы З.Церетели, Т.Салахова, Т.Назаренко, А.Акритас, Д.Жилинского, пейзажи В.Глухова, .А.Шмаринова, Л.Шепелева, А.Алексеева.
«Бспредметные», «абстрактные» вещи – «Без названия» (2000) В.Церетели, действующие исключительно цветом, сочетанием красок, «Карл Маркс» (2011), «Ангел прилетел в 3-й раз» (2013) – стерео лайт панели, цифровая мозаика К.Худякова  – прямое использование цифровых технологий, в конечном счете «работают» теми же средствами, какими «работали» старые мастера авангарда, писавшие свои «абстракции» традиционным способом масла по холсту: ритмом, фактурой, соотношением  предмета и пространства,  способностью эмоционально воздействовать на зрителя, вовлекать его в особый преображенный мир «четвертого измерения».  Вновь и вновь убеждаешься: залог успеха не в приверженности тому или иному направлению, не в использовании тех или иных – «старых», «новых» технических средств, а в «глазе», «руке», душе художника, силе его мастерства, степени его одаренности.
Новые технические возможности, новое использование материала сами по себе могут предстать лишь занятным экспериментом и не более того, если  их не наполняет живое чувство художника, если он не выражает этими средствами своего мировосприятия, как выражает его Любовь Савельева – мастер таких древних искусств как керамика, стекло. Ее работы  «Образ» (2010)  – фаянс, подглазурная роспись, «Люди» (2007) хрусталь, медь свободной формовки,  –  вещи, не предназначенные для бытового использования, музейные, выставочные произведения  заставляющие по-новому играть и сочетаться стекло и металл, стекло и фаянс,  выявляют заложенные в старых материалах новые образные, пластические возможности, открывшиеся глазам талантливого мастера..
Особая сторона выставки работы мастеров церковного, религиозного искусства, играющего в наши дни большую роль в жизни России. Евгений Максимов, Николай Мухин, осуществившие росписи, иконостасы для ряда Православных храмов, как в России, так и за рубежом, дали на выставку вещи, тесно связанные с их работой для Церкви: «Иисус», «Богородица с младенцем», «Преображение» – фрески Евгения Максимова; «Безначальное Первоначало» – видиоинсталяция Николая Мухина дают представление об этой, одной из важнейших сторон деятельности Российской академии художеств. Ее первейшая забота – сохранить высокое профессиональное качество церковного искусства, ту образную силу и мастерство, которые изначально были присущи русской иконописи, архитектуре и архитектурным росписям – фреске, мозаике; прикладному церковному искусству поразительной красоты. Эту насущную и важнейшую деятельность Академии возглавляет ее Президент Зураб Церетели. Его, представленные на выставке вещи «Св.Николай Угодник», модель памятника в Италии, в Бари; «Св Нина Капподокийская, просветительница Грузии», модель памятника в Тбилиси  – малая часть  религиозных работ художника,  представленных во дворике Музея, осуществленных в часовне св. Георгия на Поклонной горе. «Религия» Церетели тема особого разговора.

Наряду с экспозицией работ членов Президиума РАХ –  достойным итогом творческого, академического пути больших мастеров, Музей современного искусства на Гоголевском бульваре показал небольшую выставку живописи самых юных художников, почти детей, выпускников Лицея Российской академии художеств им Н.Томского. Первые шаги, первые результаты академического художественного воспитания – и результаты на редкость зрелые, демонстрирующие высокий уровень подготовки.  Отмечу две работы, удостоенные золотой медали академии:: композицию с бюстом Пушкина Георгия Фролова (педагог К.Штокерева) и «Дирижера» Агнии Марии Селкинайте (педагог И.Елизарова). Отличная «постановка» Фролова, свидетельствующая о прекрасном вкусе педагога: на темном глухо-коричневом фоне светлая золотистая драпировка, почти белые архитектурные фрагменты и бюст Пушкина, задумчивый профиль  поэта, как бы осеняющего мир художественной мастерской. «Дирижер» Селкинайте – на редкость удачная остроумная композиция. Взгляд сверху – оранжево-красный пол эстрады, дирижер в черном – три светлых пятна: лицо, ноты на пульте и пластрон фрака и вокруг темные тени невидимых оркестрантов, «откликающиеся» на движение палочки дирижера. Профессиональная зрелость обеих работ впечатляюще свидетельствует: школа академии  способна «вооружить» талантливого, думающего и сознательно избравшего свой путь молодого художника такой профессиональной подготовкой, которая поведет его в большое искусство, независимо от того, какие направления он изберет, где и как продолжит свой путь. Хочется верить: молодые мастера не только достигнут успеха и займут достойное место в своей практической деятельности, но и  пойдут дальше, скажут свое слово в искусстве.  

Российская академия художеств – ценность  и опора не только России, но всего человечества. В современном мире высоких технологий, поразительных технических достижений, она предстает хранительницей таких вечных ценностей как духовность, гуманизм, бережное внимание к природе, красоте мира, к ЧЕЛОВЕКУ как «образу и подобию Божьему», без которых «голая» техника способна принести и приносит людям неисчислимые бедствия. Российская академия художеств – сама Россия.
М.Чегодаева







версия для печати