Фотовыставка «Дмитрий Цаплин» в Калининском историко-краеведческом музее.

 

Дата проведения: 4 декабря 2015 - 24 января 2016 года.
Место проведения: Калининский историко-краеведческий музей
Адрес: г. Калининск, ул. Советская, дом 20.

Поволжское отделение Российской академии художеств и Московский союз художников представляют в Калининском историко-краеведческом музее фотовыставку «Дмитрий Цаплин», посвященной 125-летию со дня рождения скульптора.
4 декабря 2015 года в Калининском историко-краеведческом музее – филиале Саратовского областного музея краеведения состоялось официальное открытие фотовыставки. В церемонии открытия приняли участие: первый заместитель главы администрации Калининского муниципального района А.Е.Цаплин, директор Саратовского областного музея краеведения Е.М.Казанцев, заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии художеств С.А.Кузнецова, член Союза журналистов России Е.А.Новиков, представители семейной династии Цаплиных, музейные работники, культурная общественность города Калининска. Ведущая мероприятия — заведующая филиалом музея Н.А.Артемова.

В экспозиции представлены 10 планшетов с фотографиями скульптурных произведений Д.Ф.Цаплина разных лет, портрет художника работы московского автора Г.В.Животова. Выставка дополнена ценными экспонатами из фондов Калининского краеведческого музея: скульптурой самого Д.Ф.Цаплина («Голова отца»), выполненной в камне, фотографиями из семейного архива Цаплиных, периодическими изданиями.

Инициаторами проведения в Саратовской области выставки памяти российского скульптора Дмитрия Филипповича Цаплина (1890-1967) выступили Поволжское отделение Российской академии художеств совместно с Московским союзом художников. Инициатива была поддержана министерством культуры Саратовской области и Саратовским областным музеем краеведения.
Главная задача — привлечение внимания профессионального сообщества и культурной общественности к имени и культурному наследию Дмитрия Цаплина — скульптора, получившего мировое признание уже в 1930-е годы и незаслуженно забытого в наши дни. Это особенно несправедливо, учитывая место его рождения (с. Малый Мелик (Выселки) Балашовского уезда Саратовской губернии) и художественное образование Цаплина (Саратовские художественные мастерские при Радищевском музее, 1919 год).
Первоначально юбилейная выставка была представлена в Саратове в залах художественного училища им. А.П.Боголюбова - в формате проведения Международной научно-практической конференции «Искусство и власть» (15-25 октября 2015).
С докладами о творческом наследии скульптора Д.Ф.Цаплина выступили участники конференции из Москвы: кандидат исторических наук Е.Г.Пашкина и член-корреспондент Российской академии художеств, скульптор В.П.Буйначев (он считает себя учеником и последователем творческих принципов Д.Ф.Цаплина). В рамках заседания секции «Субъекты, объекты культурной политики» также прозвучало сообщение Е.А.Новикова, посвященное саратовскому периоду жизни Цаплина. Все эти материалы будут опубликованы в сборнике научной конференции «Искусство и власть».

Информация о художнике
Дмитрий Цаплин родился 22 февраля 1890 года в селе Малый Мелик (Выселки) Балашовского уезда Катаврасовской волости Саратовской губернии в бедной крестьянской семье. Во время Первой мировой войны Цаплин служил столяром в саперном батальоне на Турецком фронте.
Заполняя много лет спустя анкету для участия в выставке, на вопрос об образовании Цаплин ответил так: «Самоучка, недолго в Саратовских художественных мастерских (1919)». Период его учебы в художественных мастерских, в то время располагавшихся в здании Саратовского Радищевского музея, пришелся на тревожное время гражданской войны.
Из анкеты следует, что уже в мае 1919 года Цаплин был призван в Красную Армию, участвовал в гражданской войне. Вернувшись в Саратов, он создал несколько скульптур из дерева, вырубая их из огромных древесных блоков. Нередко очевидцы тех событий замечали, как какой-то долговязый «чудак» таскал на себе с берега Волги сухие бревна и складывал их в бывшей конюшне, служившей ему мастерской. Через несколько лет, в декабре 1924 года, Цаплин решил показать свои работы на персональной выставке в залах музыкального техникума (ныне Саратовской консерватории). На выставке были представлены скульптуры «Песнь весны», «Гамма», «Танец» и еще несколько работ из дерева и камня. Многие художники отнеслись к выставке Цаплина довольно прохладно, зато молодые литераторы, артисты, музыканты, напротив, отзывались о его скульптурах восторженно. С восторгом писала о выставке Цаплина и саратовская печать.
В начале 1925 года Цаплин уехал в Москву. 3 марта того же года в газете «Известия» в обзоре выставки АХРР («Ассоциации художников революционной России») отметили «ленинский бюст рабочего Цаплина… как живой миф, творимый о Ленине…».
Цаплин участвовал в нескольких выставках, и его работы неизменно привлекали внимание. В 1927 году в Москве состоялась персональная выставка Цаплина в сарае Дома писателей, «у Герцена». Его «Волжский грузчик», «Сеятель», «Красноармеец» – фигуры в натуральную, а то и большую величину – произвели сильное впечатление.
«Из его творчества рвется такой же страстный человеческий порыв, какой был у Родена», – писали в газете «Известия».
После этой выставки Советское правительство выдало Цаплину тысячу рублей валютой на заграничную поездку. Деньги были выданы с оговоркой: в счет будущих работ. В письме в Наркомпрос в 1935 году Цаплин писал: «Оговорку эту я принял как наказ: хорошо научиться работать и вернуться в Союз мастером. Получив паспорт 27 августа 1927 года, я поехал за границу. Современное искусство меня не удовлетворило. Я стал учеником древних мастеров (Египет, Древняя Индия, Восток)».
За рубежом Цаплин создал десятки работ, участвовал во многих выставках в Париже, Мадриде, Лондоне. О нем писали французские, английские, испанские газеты. Многие признавали Цаплина гениальным скульптором, его работы пользовались большим спросом, но он практически ничего не продавал, считая себя обязанным все привезти на Родину. В 1935 году Цаплин вернулся в Советский Союз. В его багаже было более сотни скульптур из дерева и камня, весом более четырех тонн. В Москве скульптору предоставили мастерскую на Никольской улице. Он неоднократно участвовал в различных групповых выставках советских художников. Но персональной выставки и того признания, которого он заслуживал, не было.
Цаплин продолжал трудиться, создавал портреты воинов, ученых, писателей, артистов, его работы пополняли экспозиции музеев, мечтал о создании собственной галереи (в отдельном здании). В некрологе Цаплина, опубликованном в декабре 1967 года, сказано, что Дмитрий Филиппович не дожил всего нескольких месяцев до открытия персональной выставки.
Работы Цаплина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Саратовском Радищевском музее, во многих других музеях нашей страны. Те же работы, которые после его смерти остались в мастерской и в квартире, частично утрачены, местонахождение многих из них неизвестно.

Поволжское отделение Российской академии художеств






версия для печати